Компания недели: Идет на Восток


Назначение Германа Грефа президентом Сбербанка сразу же породило множество слухов и баек. «Он не смог разобраться в телефонной системе «Сбера» и звонит своей секретарше по мобильнику», «он не переваривает, когда девушки ходят в джинсах», «весь центральный офис будет теперь работать по субботам», «у него личный повар из Франции», рассказывали друг другу банкиры и сотрудники. Быстро выяснилось, что все не так страшно: и телефоном пользоваться умеет, и в юбке ходить не обязательно, да и по субботам работает лишь часть сотрудников. Ну а повар, даже если он и существует, никому не мешает.

Самые экстравагантные слухи рассеялись, зато появились первые высказывания и дела. И сразу стало понятно, что в ближайшее время банк будет выглядеть совсем иначе. Если, конечно, смотреть на него сверху.

За два месяца новому президенту удалось найти пять новых членов правления. Лишь один из них имеет опыт работы с Грефом – Станислав Кузнецов был замминистра экономики. Неизвестно, кто именно предложил президенту Сбербанка кандидатуры Антона Карамзина, Дениса Бугрова, Ольги Канович и Виктора Орловского, но точно можно сказать, что хедхантеры участвовали в поиске нужных Грефу людей. В Сбербанке времен Андрея Казьмина и Аллы Алешкиной такое даже представить было невозможно.

Еще один пример принципиально нового подхода – это рассуждения Грефа о зарубежной экспансии. Вьетнам, Китай, Индия – таких слов в лексиконе прежнего руководства не было, дальше Украины и Казахстана никто идти не собирался.

Отношение к переменам со стороны инвесторов и аналитиков пока крайне противоречивое. Одни в восторге от найма прозападных менеджеров, другие удивлены тем, что эти менеджеры мало кому известны. Одни готовы поддержать экспансию в стиле ВТБ, другим кажется, что проблем хватает и дома.

Успех или неудачу новой политики можно будет оценить только снизу. Если отделения Сбербанка станут еще чище и просторнее, а банк сможет удержать своих клиентов и привлечь новых. Если кредиты, и так самые недорогие на рынке, будут еще доступнее, а прибыль станет расти прежними темпами.

И есть у меня подозрение, что, как только речь зайдет о работе 20 000 отделений, политика Грефа станет очень похожей на политику Казьмина. Слишком тяжело заставить такой маховик крутиться в другом направлении.

Разницу увидим лет через пять .