Проект «Б»: Пятые руки


Мы получаем множество разных посланий – словесных, звуковых, написанных большими буквами на домах и звучащих из телевизоров и приемников. Но они обычно адресованы не кому-то одному, а «потребителям», «тинейджерам», «пенсионерам» и потому сливаются в один большой шум. Получить из внешнего шумового окружения что-то адресованное лично тебе – редкая удача. Но такие моменты случаются. После того как моя машина неделю простояла без движения на стоянке, я обнаружил, что за время моего отсутствия кто-то пытался вступить с ней (или со мной) в контакт. Под один из дворников был засунут лист бумаги с аккуратно выведенным текстом: «Уродина, научись парковаться».

Но такие акты прямой связи, повторюсь, все же редкость. Большая часть посланий адресована «аудитории» и потому складывается в бессмысленный шум. Уровень окружающего шума можно по-настоящему оценить, если провести некоторое время в тишине. Недавно мне посчастливилось провести некоторое время в тишине – без метро, газет, радио и телевизора. И я действительно смог оценить уровень шума: он высокий. Еще интереснее, что, проведя некоторое время без доступа к информации, можно оценить не только уровень шума, но и его качество. Качество своеобразное, потому что почти все, что слышишь вокруг и читаешь, – это чей-то пересказ кем-то уже пересказанных историй. То, что достается конечному потребителю, – это не просто не первоисточник, а продукция высокого передела – материал, полученный из третьих рук, переведенный с языка на язык, чем-то «обогащенный» и что-то потерявший по пути.

Это неудивительно. Большую часть знаний о мире мы получаем не из первых рук, не от специалистов, а по «испорченному телефону» от посредников, в роли которых, как правило, выступают журналисты (а также учителя, аналитики рынков, говорящие головы и даже артисты эстрады). Совсем избежать их вмешательства в жизнь не удастся. Специалист может не читать прессы по своей теме, но, как только он выходит за ее пределы, он, как и все мы, беспомощно окунается в поток популяризованной мысли. Никому не под силу освоить все университетские курсы. Мы вынуждены доверять хоть кому-то. Объем информации по каждому предмету настолько велик, что без переработки и упаковки мы с ней не справимся.

Все дело в том, кто разбавляет, смешивает и упаковывает. Информация – как услуги врачей и автомехаников – доверительный товар, поскольку измерить его качество пользователю трудно. Но, чтобы хоть частично обезопасить себя от бреда, можно воспользоваться простым принципом: меньше посредников – выше качество. Стоит избегать тех средств информации, например телевидения, в которых материал проходит через наибольшее количество стадий переработки, т. е. тех, кто отбирает, редактирует, цензурирует и оформляет «картинку». Стоит выбирать те, где, как в качественной прессе, посредников меньше, а правила работы с источниками прозрачны. Можно, впрочем, и рискнуть положиться на силу коллективного разума (см. статью основателя Wikipedia на этой странице).