Новая юность нибелунгов

Михаил Плетнев осмелился ступить на незнакомую территорию – он подготовил со своим оркестром программу из Вагнера

В этом сезоне Плетнев более не играет на рояле (передумает ли когда-нибудь?), а только дирижирует оркестром. Многие поклонники его как пианиста перетекли на его дирижерские выступления. Теперь нет выбора – Плетнев один. А значит, в оркестровых программах, где музыканту приходится управлять отнюдь не десятью своими пальцами, должен проявиться тот же градус персонального высказывания – без скидок на коллективный разум.

В программе отрывков из Вагнера Российский национальный оркестр показал как раз то, что присуще хорошо отзывающемуся инструменту. А третьим компонентом единства стала плетневская публика – во многом «нового призыва», инстинктивно угадывающая серьезное.

Плетнев и его относительно молодой оркестр – новички в вагнеровском деле. В немецкой традиции исполнения Вагнера и медь увесистее, и струнные плотнее. В этом Гергиев и его оркестр преуспели больше. Тем не менее экскурс, шедший от раннего «Риенци» через «Тангейзера» и «Тристана» к не самым ходовым эпизодам из «Кольца» (к примеру, прозвучал не «Полет валькирий», а «Заклинание огня»), был подготовлен тщательно и сыгран увлеченно.

Не рядясь в шкуры германцев, наши музыканты услышали в Вагнере настроение светлого идеализма, красоту сказочности, величие духовного похода. Нельзя было не вспомнить о «Китеже» или о «Рассвете на Москва-реке», но лишь мельком. Плетневу удалось интерпретировать Вагнера, этот символ заката Европы, в дневном свете, молодо и независимо. По крайней мере попробовать. Причем – вместе с нами, слушателями.