«Аэрофлот» просчитался

«Аэрофлот» признает, что затраты на строительство «Шереметьево-3» выросли на треть, а терминал будет введен с опозданием на год
М.Стулов

Бюджет «Шереметьево-3» вырос на 30%, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов. Первоначально все работы были оценены в $400 млн, уточняет он.

Подвел оптимизм. Валерий Окулов

гендиректор «Аэрофлота». «Мы оказались чрезмерными оптимистами при составлении временного графика и финансового плана «Шереметьево-3», на год затянулось оформление земельных участков ... Затем, в первичную документацию были внесены изменения, на согласование которых тоже потребовалось время. Наконец, очень долго подключались к электросетям».

«Шереметьево»

Второй по величине аэропорт в России, в 2007 г. обслужил 14,4 млн человек.. Выручка – 2,88 млрд руб. (6 месяцев 2007 г., РСБУ). Чистая прибыль – 326,5 млн руб. Владельцы – 100% у государства. В аэропорту действуют три терминала: «Шереметьево-1», 1964 г. (площадь – около 35 000 кв. м), «Шереметьево-2», 1980 г. (площадь – почти 105 000 кв. м) и открывшийся в 2007 г. терминал С (площадь – около 40 000 кв. м).

ОАО «Терминал»

оператор строительства «Шереметьево-3». Проектная площадь – 195 000 кв. м. Владельцы: ВТБ – 25% плюс 1 акция, Банк развития – 20% минус 2 акции, остальное – у «Аэрофлота».

Строительство терминала началось в 2005 г. Тогда проект оценивался в $430 млн без НДС, уточняет источник в «Терминале», теперь проект подорожал на треть с учетом инфляции и снижения курса доллара. (С 2005 по 2007 г. доллар подешевел по отношению к рублю на 9,5%, инфляция составила 35%.)

Из-за увеличения стоимости проекта «Терминал» будет занимать. По словам Окулова, заявки уже поданы в ВТБ и Банк развития. С представителями банков связаться не удалось.

Строительные работы завершатся к концу года, а большинство рейсов авиакомпании будут переведены в новый терминал в марте 2009 г. В «Шереметьево-2» останутся только рейсы в США. Это связано со спецификой миграционных процедур, объясняет Окулов. Обслуживание в одном терминале обеспечит удобные стыковки между рейсами, говорит Окулов.

Несмотря на то что сроки запуска терминала сдвинуты на год, уже продано 3000 кв. м его коммерческих площадей (осталось 650 кв. м) и определены операторы, рассказывает Окулов. Duty free будет заниматься ирландская Aеr Rianta International («дочка» Dublin Airport Authority). Эта же компания владеет третью «Аэроферста», который занимается беспошлинной торговлей в «Шереметьево». Оператором ресторанов выбрана британская Select Service Partners, а рекламных площадей – Media Port, рассказал Окулов.

Терминал начнет с обслуживания 10 млн пассажиров в год, его максимальная мощность – 14 млн. По словам Окулова, в «Шереметьево-3» перейдут и все члены Sky Team: Air France – KLM, Alitalia, China Southern Airlines, CSA Czech Airlines, Delta, Korean Air.

Уход авиакомпаний в третий терминал не пугает «Шереметьево». За 2007 г. в аэропорту было совершено почти 165 000 взлетов и посадок, говорит финдиректор «Шереметьево» Дмитрий Калинин: около 60% пришлось на «Аэрофлот», 5% – на членов Sky Team. Они продолжат пользоваться взлеткой. Сократится на 10% лишь сумма терминальных сборов, рассчитал он, а это только около 5% от выручки. Это легко компенсируется: в том числе, за счет увеличения рейсов компаний, которые продолжат пользоваться «Шереметьево».

Получить прибыль от нового терминала «Шереметьево» не сможет. Аэропорт претендовал на блокпакет в ОАО «Терминал» еще с 2003 г. По словам Окулова, переговоры по этому вопросу компании не ведут: «Сейчас вообще нет смысла продавать этот пакет. Его стоимость будет расти на глазах. О продаже можно будет думать года через три».