Поправка на экологию

В подготовку к Олимпиаде-2014 вмешалась природа: из-за протестов экологов устроителям игр, возможно, придется переносить некоторые спортивные объекты, строить неучтенные дорогу и ЛЭП. Пока неясно, как это изменит стоимость проекта
AP

Вчера в Сочи министры, бизнесмены и спортивные функционеры под руководством премьера Виктора Зубкова обсуждали, как обстоит дело со строительством объектов к Олимпиаде-2014. Докладывали министр регионального развития Дмитрий Козак, руководитель «Олимпстроя» Семен Вайншток и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Сегодня олимпийский отчет чиновников должен заслушать президент Владимир Путин.

«Время бюрократических согласований прошло, пора возводить комплексы», – бодрил чиновников премьер-министр Зубков. Но заседание продолжалось около 5 часов. Один из участников во время 15-минутного перерыва грустно вздыхал: «Бедный, бедный Семен [Вайншток]». Как рассказал после заседания Козак, поступило много предложений по включению в план строительства новых объектов.

Речь идет об инфраструктуре. «Мы понимаем, что нам понадобятся дополнительные дороги, ЛЭП», – объяснил «Ведомостям» вице-премьер Александр Жуков. А еще может измениться маршрут санно-бобслейной трассы в Грушевой Поляне. «Экологи утверждают, что она расположена слишком близко к буферной зоне», – добавил он. По словам другого участника совещания, грунты под трассой могут не выдержать нагрузки. Но вопрос о переносе, по словам Жукова и гендиректора оргкомитета Дмитрия Чернышенко, не решен. По словам еще одного участника совещания, «в сложном положении» находятся и объекты, предназначенные для биатлона и фристайла: «Здесь тоже возможны отклонения от первоначального плана».

Территория в долине реки Пслушонок (район Грушевого хребта), где намечена санно-бобслейная трасса, – зона охраны объектов ЮНЕСКО, рассказывает руководитель проектов по особо охраняемым территориям Greenpeace России Михаил Крейндлин. Здесь наиболее ценная из Сочинского парка зона обитания редких видов животных и здесь же планируется строительство очистных сооружений, скоростной железной дороги, каскада гидроэлектростанций, требуется еще и автомобильная дорога, строительство которой чревато трансформацией ландшафта, опасается Крейндлин. Greenpeace, WWF и некоммерческое партнерство «Прозрачный мир» (на основе космической съемки проводил анализ мест для размещения трассы) уже предложили в общей сложности более 10 вариантов иного расположения трассы, напоминает эксперт.

К Олимпиаде должно быть построено 243 объекта общей стоимостью 81 млрд руб., цитируют Зубкова «Интерфакс» и «РИА Новости». А всего до 2014 г. Сочи предстоит освоить почти 314 млрд руб. частных и государственных средств. Ни один из опрошенных «Ведомостями» чиновников не смог сказать, насколько изменится эта сумма. «Конечно, она вырастет, но насколько...» – развел руками один из участников совещания. Санно-бобслейная трасса стоит около 4,29 млрд руб. (данные ФЦП). Но перенос трассы в район Красной Поляны только удешевит проект, ведь в районе Грушевого хребта даже дороги нет, ее сначала построить надо, прикидывает Николай Федин, гендиректор компании «Альпика сервис», которой принадлежит канатно-кресельный подъемник в Красной Поляне.

План строительства олимпийских объектов сформулирован в олимпийской заявке Сочи и принципиальных отличий быть не должно, возражает чиновник, входящий в оргкомитет Сочи-2014. Менять схему расположения спортивных объектов, например маршрут трассы, Россия может с согласия МОК. Со стороны МОК особых возражений это не вызовет, считает главный редактор олимпийского информационного агентства «Вокруг колец» Эд Хьюла: власти Лондона, например, тоже рассматривают вопрос о перемещении нескольких олимпийских объектов.