Вектор


Лицензией больше

Вчера «Интерфакс» со ссылкой на руководителя Росавиации Евгения Бачурина сообщил о том, что это ведомство разработало и направило на утверждение в Минюст приказ о конкурсном порядке доступа авиакомпаний к международным перевозкам. Об этом в прошлом году просила чиновников «Сибирь». Эта авиакомпания – лидер на внутренних рейсах и уже несколько лет мечтает летать в Париж и Лондон. «Желание есть, а возможностей нет», – говорил еще прошлым летом в интервью «Ведомостям» гендиректор «Сибири» Владислав Филев. Он даже попросил министра транспорта Игоря Левитина инициировать пересмотр соглашения между Россией и Францией о воздушном сообщении. В письме главе Минтранса он утверждал, что назначенные перевозчики по маршруту Москва – Париж «Аэрофлот» и Air France «не удовлетворяют полностью спрос пассажиров».

Госдума одобрила в первом чтении проект закона, вводящего лицензию на производство дисков с ПО и базами данных. Сейчас в России лицензируется только выпуск аудио- и видеопродукции – правда, уровень пиратства там, по оценкам участников рынка, зашкаливает за 50%. А на российском рынке софта, по данным IDC и международной антипиратской организации Business Software Alliance, на контрафакт в 2006 г. приходилось 80% продаж, из-за чего правообладатели потеряли $2,2 млрд. Это и сподвигло Минкультуры разработать проект закона. Некоторые его пункты вызвали несогласие у депутатов. Законопроект требует, чтобы лицензии получали и правообладатели, которые выпускают, например, диски с обновлениями программ, обнаружил комитет Думы по собственности. По данным «Прайм-ТАСС», комитет намерен лоббировать интересы правообладателей, выпускающих мелкие партии дисков, и добиваться для них отмены лицензий. Лицензирование в любом случае принесет больше вреда, чем пользы, считает директор некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов Дмитрий Соколов. Пираты не исчезнут – введение лицензий на аудио- и видеотовар не помогло их победить. А у законопослушных производителей прибавится головной боли: сначала им придется отстоять длинную очередь за лицензиями, а затем – принимать инспекции, предупреждает Соколов.

Форма – новая, сущность – старая

Но из слов Бачурина следует, что новый документ не предполагает революции на рынке международных перевозок. Ведь на конкурс будут выставляться лишь новые частоты или освобождающиеся действующие. Понятно, что сами авиаторы вряд ли захотят уходить с проторенных маршрутов. Лишить же их права пролетов Росавиация может лишь в случае неиспользования частот в течение двух лет, систематических отмен или задержек рейсов или нарушения федеральных авиационных правил. Но вряд ли нынешние гегемоны на международных маршрутах – «Аэрофлот» и «Трансаэро» допустят подобные проколы .