Между делом самолеты

Как стало известно «Ведомостям», Сергей Чемезов попросил Владимира Путина передать корпорации «Российские технологии» госпакет авиахолдинга «Эйрюнион», а также доли в других авиакомпаниях, принадлежащих государству. Возможно, речь идет и об «Аэрофлоте»
Сергей Чемезов увидел еще один объект для поглощения/ Reuters

Холдинг «Эйрюнион» создается на базе пяти перевозчиков: «Красэйр», «Домодедовских авиалиний», «Самары», «Омскавиа», «Сибавиатранса». Предполагается, что контрольный пакет в нем достанется совладельцам этих компаний – братьям Борису и Александру Абрамовичам, а государство получит не менее 45%. Других компаний, кроме «Эйрюнион», в письме Чемезова не названо, указывает один из чиновников, так что это могут быть любые перевозчики из первой пятерки: «Аэрофлот» (у государства – 51% акций), ГТК «Россия» (100%), «Сибирь» (25,5%). Самый сладкий кусок – «Аэрофлот»: на компанию с капитализацией $4,44 млрд приходится 39% международных и 11% внутренних перевозок. Евгений Шаго из «Ингосстрах-инвестиций» оценивает блокпакет «Сибири» в $80 млн, а ГТК «Россия» – в $300 млн. Компания Deloitte по заказу государства оценила активы «Эйрюнион» в $300 млн.

С кем летают. 32,78

млн человек – общее число пассажиров, перевезенных 20 крупнейшими авиакомпаниями РФ за 10 месяцев 2007 г. Это почти 90% рынка

18,34

млн человек перевезли компании, где доля государства более 50% акций. А 46% этих людей летали «Аэрофлотом»

«Российские технологии»

госкорпорация. Создана в ноябре 2007 г. на базе «Рособоронэкспорта». Помимо госпосредника по экспорту вооружений в корпорацию войдут «АвтоВАЗ», «ВСМПО-ависма», ОПК «Оборонпром» (производство вертолетов и оборонительных систем), «Русспецсталь», девелоперская компания «Оборонпромстрой» и 25% акций «Мотовилихинских заводов».

В январе гендиректор «Российских технологий» Сергей Чемезов направил президенту Путину письмо с просьбой передать госпакет «Эйрюнион», а также пакеты акций, принадлежащих государству, иных авиакомпаний, рассказал «Ведомостям» чиновник одного из ведомств, курирующих транспорт, видевший письмо. «Ростехнологии» считают, что должны руководить процессом создания на базе «Эйрюнион» перевозчика, способного конкурировать на мировом рынке, пересказывает он. Правительственный чиновник и менеджер, близкий к «Российским технологиям», подтвердили, что обсуждается возможность передачи «Ростехнологиям» госпакетов в нескольких авиакомпаниях.

Письмо с резолюцией Путина «проработать предложение и внести согласованный вариант» лежит в правительстве, уточняет один из собеседников «Ведомостей», скоро поручения поступят в Минтранс, Минэкономразвития, Росимущество.

Самый легкий кандидат на поглощение – «Эйрюнион». «Ростехнологиям» просто отойдут активы, которые должны войти в альянс, отмечает чиновник другого министерства, госкорпорация сама завершит процесс создания холдинга. И едва ли Абрамовичи получат контроль, считает он. Руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев уверен, что Абрамовичам может быть предложена компенсация за выход из бизнеса. Чиновник Росимущества признался, что частные акционеры не согласны с оценкой активов, проведенной по заказу чиновников.

Шансы «Аэрофлота» отстоять независимость выше, считает чиновник одного из ведомств: за компанию развернется борьба. Пантелеев напоминает, что у «Аэрофлота» есть сильные заступники (председатель совета директоров, помощник президента Виктор Иванов). Но даже если «Ростехнологии» получат госпакет, едва ли сменится менеджмент: у «Аэрофлота» отличные финансовые показатели, заключает он. Замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков призывает не торопиться с выводами: «Решения [по предложению Чемезова] не принято». Первый замгендиректора ГТК «Россия» Геннадий Болдырев не слышал о передаче «Ростехнологиям» госпакетов авиакомпаний. Корпоративный директор «Красэйр» (входит в альянс «Эйрюнион») Андрей Бакшеев отказался от комментариев. Дозвониться до «Сибири» не удалось.