В поисках технологии будущего

На чем будут работать автомобильные двигатели будущего: на биотопливе, электричестве, водороде?

Не игнорируют электромобильную моду и европейцы: Volvo привезла в Детройт подзаряжаемый электромобиль на базе C30 – Recharge Concept. Машина оборудована электро- и турбированным дизельным двигателем объемом 1,6 л. На электротяге без подзарядки Volvo Recharge Concept способен проехать 100 км (60 миль). «Это означает, что человеку, который проезжает меньше 60 миль в день, придется очень редко заезжать на заправочную станцию, – объясняет старший вице-президент Volvo Cars Магнус Йонссон. – В США [меньше 60 миль в день] проезжают почти 80% водителей».

Кажется, что под давлением общественного мнения, требующего «зеленых» автомобилей, производители лишились рассудка и погнались за всеми зайцами (технологиями) одновременно, тратя на это миллиарды. Но у автомобильных концернов просто нет иного выхода. «В настоящий момент мы не можем не развивать все технологии экологически чистых двигателей – просто потому, что не знаем, какая технология победит, – объясняет президент General Motors Рик Вагонер. – Если вы поговорите с нашими специалистами, разрабатывающими двигатель на топливных элементах, они очень быстро убедят вас, что именно за этой технологией будущее. Но если вы начнете беседу с инженерами, которые работают над технологией электроавтомобилей на подзарядке, результат будет точно такой же».

Чистое будущее

США – самый большой автомобильный рынок на планете – в авангарде провозглашенной борьбы за «зеленые» автомобили. В январе площадкой для демонстрации этой борьбы стал Детройтский автомобильный салон.

Chrysler проиллюстрировал правоту слов своего конкурента из GM, представив сразу три экологических концепт-кара, работающих на разных технологиях. Однообъемник Chrysler ecoVoyager помимо электромотора использует энергию водорода, спорткар Dodge Zeo – электромобиль на литий-ионных аккумуляторах (запас автономного хода целых 250 миль), а полноприводный Jeep Renegade имеет четыре электромотора (по одному на каждое колесо) и дизельный двигатель.

О том, насколько глубоко «зеленое» сознание завладело умами автопроизводителей, свидетельствовал стенд Ferrari. Главное место на нем занимал ярко-красный Ferrari F430 Spider, работающий на... биоэтаноле. Итальянцы обещают, что двигатель, способный потреблять смесь 15% бензина и 85% биоэтанола, стал на 10 л. с. мощнее, а выбросы СО2 уменьшились на 5%.

Впрочем, выставленный Ferrari F430 – это пока лишь концепт, в то время как для производителей «гражданских» автомобилей двигатели на биоэтаноле – это уже сегодняшний день: по дорогам США ездит свыше 4 млн подобных машин.

Где брать сырье

Главная проблема для Северной Америки – отсутствие достаточного количества сырья для производства биоэтанола (чтобы обеспечить топливом многомиллионный автомобильный парк страны) и, как следствие, отсутствие необходимого числа АЗС, предлагающих биоэтанол. По разным оценкам, в США 140 000–170 000 заправок, но только на 1% из них можно залить биоэтанол. Максимальное количество «биоАЗС» – в штатах Среднего Запада, где выращивается кукуруза, идущая на изготовление биоэтанола, в южной Флориде до последнего момента была лишь одна подобная заправка, а на Аляске их и вовсе не было.

Именно слабая развитость сети «биоАЗС» и отсутствие необходимого количества сырья для биотоплива удерживают американских автопроизводителей от увеличения производства машин, работающих на биоэтаноле. Но мириться с таким положением вещей концерны не хотят. При содействии GM за последние 18 месяцев в США были открыты 300 новых «биоАЗС», а в дни Детройтского автосалона GM объявила о покупке доли в компании Coskata, которая обещает построить завод и наладить производство 100 млн галлонов биоэтанола в год из промышленных и бытовых отходов – он будет в три раза дешевле, чем сейчас стоит бензин в США.

Вопрос снижения зависимости от импортной нефти для США еще и политический. В настоящий момент США потребляют 5 млрд галлонов биоэтанола в год, но правительство поставило задачу довести потребление до 36 млрд галлонов в 2022 г., включая 21 млрд получаемого из промышленных и бытовых отходов. Конгресс США также одобрил правительственную субсидию в размере 51 цента за галлон местного биоэтанола и ввел пошлину в размере 54 центов за галлон на импортный биоэтанол, чтобы поставить барьер на пути дешевого бразильского топлива, получаемого из сахарного тростника.

По данным газеты Detroit News, к 2012 г. половина всех выпускаемых GM автомобилей сможет потреблять как обычный бензин, так и биоэтанол.

Бензин и электричество

Успех гибрида Toyota Prius убедил и других автопроизводителей, что покупатели готовы воспринимать автомобили, работающие и на бензине, и на электричестве. Тем временем Toyota уже начала продажи в США гибридной версии своего бестселлера – Camry. Как сообщила представитель «Тойота мотор», решения о продажах гибридной Camry в России пока нет, но сейчас обсуждается вопрос о возможных поставках в нашу страну с 2009 г. нового поколения Toyota Prius.

Президент Toyota Катсуаке Ватанабе заявил в Детройте, что на следующий год компания привезет в США два новых гибрида: один – под маркой Lexus, другой – Toyota, что станет очередным шагом для достижения в следующем десятилетии ежегодного объема продаж гибридов в 1 млн шт.

Очередной шаг в эволюции гибридных автомобилей – электромобили с подзарядкой, владельцы которых смогут заряжать батареи от внешних электросетей во время стоянки. Японские, американские и европейские концерны включились в гонку – кто быстрее выведет подобные автомобили на рынок. GM и Toyota заявили, что их подзаряжаемые электромобили появятся в продаже в США уже в 2010 г. Созданная бывшим дизайнером люксовой марки Aston Martin Хенриком Фискером компания Fisker Automotive хочет начать продажи гибридного спортседана Karma в конце 2009 г. А Honda готова предоставлять в США в лизинг гибрид FCX Clarity, работающий на топливных элементах, уже летом (в Японии он поступит в продажу осенью).

Главная проблема для создателей электромобилей в том, что существующие сегодня аккумуляторные батареи не позволяют накопить необходимого для дальней поездки электричества или же получаются слишком большими и тяжелыми. Нужны новые технологии, которые позволят сохранять большее количество энергии и подзаряжать батареи в течение короткого времени – за ночь, что автомобиль припаркован у дома, или в течение нескольких часов на парковке в городе.

Toyota разрабатывает новые батареи совместно с компанией Panasonic, GM работает с двумя группами поставщиков – LG Chem-Compact Power и консорциумом A123 Systems и Continental AG.

Руководители GM подтвердили сроки начала продаж электромобиля Chevrolet Volt, премьера которого состоялась в прошлом году: этим летом начинаются дорожные испытания Volt, а в продажу в США он должен поступить к ноябрю 2010 г. Volt должен быть способен преодолевать дистанцию в 64 км на электродвигателе без подзарядки или же 1030 км на электро- и бензиновом двигателях (объем бензобака – 45,4 л).

Но General Motors может обогнать компания Honda, которая собирается вывести свой подзаряжаемый гибрид FCX Clarity на американский рынок уже летом. Honda не стала повторять своих же ошибок (появившийся в США на год раньше Toyota Prius двухместный гибрид Honda Insight был отвергнут покупателями из-за «непрактичности»), и потому FCX Clarity, работающий на топливных элементах, сделан «практичным»: автомобиль способен принять четырех человек плюс багаж.

На страсти американцев к большим автомобилям решил сыграть и Хенрик Фискер. Его компания Fisker Automotive привезла в Детройт роскошный спортседан под названием Karma. Без малого пятиметровый автомобиль приводится в действие электромотором (запас хода – 80 км) и бензиновым двигателем. Производитель сообщает, что Karma разгоняется до 100 км/ч за шесть секунд и имеет максимальную скорость 200 км/ч. Фискер обещает, что автомобиль появится в продаже уже в конце 2009 г. – быстрому запуску в производство должны помочь венчурная фирма Kleiner Perkins Caufield & Byers (в числе партнеров которой бывший вице-президент США Эл Гор) и компания Quantum Technologies, разрабатывавшая гибридные силовые установки для армии США и других автопроизводителей.

Туманное настоящее

В Европе главный полигон для отработки экологических технологий – это Лондон. Городские власти ввели платный въезд в центр города, но для владельцев электромобилей он по-прежнему бесплатный – более того, этим машинам предоставляются бесплатная парковка и возможность подзаряжать свой автомобиль. У горожан появился реальный стимул покупать экологически чистые автомобили.

Как следствие, Великобритания стала крупнейшим рынком для электроавтомобилей в Европе. Конечно, объем продаж пока смешон – за 10 месяцев 2007 г., по данным JATO Dynamics, он составил 374 автомобиля, но это в пять раз больше, чем в Германии – втором по величине рынке электроавтомобилей в Европе. Лидер британского рынка – автомобиль G-Wiz AEV/i: с момента начала продаж в мае 2004 г. реализовано свыше 900 машин, почти все в Лондоне, отмечает Automotive News Europe. С G-Wiz будут конкурировать ZAP Xebra и Think City, продажи которых в Англии стартуют в этом году.

Следом в игру планируют включиться автогиганты: Smart собирается вывести на улицы Лондона электроверсию ForTwo, Mitsubishi – электромобиль MiEV, продажи которого в Японии начнутся в следующем году. Nissan надеется представить свой электроавтомобиль в начале следующего десятилетия. «Если мы будем продавать электроавтомобиль в Европе, Лондон будет одним из самых приоритетных мест», – цитирует ANE старшего вице-президента Nissan Europe Хидето Мураками.

Но возможный резкий рост продаж электромобилей может создать проблему с их подзарядкой (существующим моделям на полную подзарядку требуется от четырех до 13 часов). По данным ANE, французская компания EDF к марту собирается установить в Великобритании 250 точек для подзарядки электромобилей, ¾ из которых будет в Лондоне.

Audi A4 Hybrid

Универсал

Гибридная схема для Audi A4 идентична той, что разрабатывается для Q7: бензиновый двигатель и литий-ионные батареи. Гибрид Q7 должен появиться первым

Chrysler Aspen Hybrid

Осень 2008 г.

На эту дату намечено начать продажи в США гибридной версии Chrysler Aspen. Он должен стать на 50 л. с. мощнее и на 40% экономичнее, чем бензиновый Aspen Hemi V8

Toyota Camry Hybrid

Уже в продаже

Гибридная версия Toyota Camry – самой популярной модели автомобиля в США – продается в Соединенных Штатах по цене от $25 350. Электромотор добавляет 147-сильному автомобилю еще 45 л. с. В Россию его поставки пока не планируются

Mercedes-Benz Bluetec

Этапы эволюции

Компания Mercedes-Benz привезла в Детройт стенд-«календарь», размеченный до 2010 г. Он наглядно демонстрировал, когда и на какую модель начнут устанавливать гибридные двигатели