Все для «России»

Частные акционеры «Сибири» зря игнорировали продажу государством 25,5% акций их авиакомпании. Теперь этот пакет отойдет ГТК «Россия»
М.Стулов

Государство наконец нашло хозяина для госпакета акций «Сибири», отмечает директор аналитического департамента «Ингосстрах – инвестиции» Евгений Шаго. Ведь на протяжении нескольких лет чиновники безуспешно пытались продать эти акции.

«Сибирь»

Пассажиропоток – 5,7 млн человек (2007 г.). Выручка – 22,12 млрд руб. (РСБУ, 9 месяцев 2007 г.). Чистая прибыль – 80,79 млн руб. Владельцы – гендиректор ЗАО «Группа компаний S7», жена гендиректора «Сибири» Владислава Филева Наталья Филева (63,3%), государство (25,5%).

ФГУП «ГТК «Россия»

Пассажиропоток – 3,2 млн человек (2007 г.). Выручка – 5,68 млрд руб. (2006 г., данные «СПАРК-Интерфакс»). Чистая прибыль – 4,11 млн руб.

Минтранс начал готовиться к передаче госпакета «Сибири» ГТК «Россия». Об этом говорится в письме главы министерства Игоря Левитина, направленном 24 января президенту Владимиру Путину (копия имеется у «Ведомостей»). Министр сообщает, что его ведомство уже направило на согласование в Минэкономразвития проект распоряжения правительства об исключении 25,5% акций «Сибири» из плана приватизации на 2007–2009 гг. Левитин также пишет, что одновременно к «России» предполагается присоединить «Кавминводыавиа». Минтранс подготовил и направил в Минэкономразвития проект указа президента об исключении авиакомпании из списка стратегических предприятий (копии обоих документов есть у «Ведомостей»). Это лишь первый этап консолидации государственных активов на базе ГТК «Россия», говорится в письме Левитина. Затем авиакомпания должна получить ФГУП «Оренбургские авиалинии».

Укрупнить «Россию» за счет трех авиакомпаний Левитин предложил Путину еще в августе. Консолидация позволит «оптимизировать количество авиапредприятий, концентрировать ресурсы, необходимые для обновления парка, в первую очередь самолетами российского производства», пояснял министр. Путин поставил на письме Левитина визу «согласен».

Источник в администрации президента подтвердил «Ведомостям» наличие январского письма. По первому этапу никаких замечаний нет, говорит собеседник «Ведомостей». А вот вопрос присоединения «Оренбургских авиалиний» рекомендовано «проработать более детально». Против этой сделки выступают региональные чиновники. В августе 2007 г. губернатор Оренбургской области Алексей Чернышев обратился к руководителю администрации президента Сергею Собянину с просьбой передать авиакомпанию в собственность региона. «Оренбургские авиалинии» действительно могут остаться у местных властей, не исключает чиновник одного из федеральных ведомств.

Шаго напоминает, что уставом компании предусмотрены объявленные акции. Представитель «Сибири» Кирилл Алявдин не исключает, что после смены акционера частные владельцы могут инициировать проведение допэмиссии «для развития компании». Представитель ГТК «Россия» Марина Пешехонова от комментариев отказалась.

Конкурентам будет нелегко ужиться вместе, но до открытого противостояния дело не дойдет, уверен Шаго. Ведь и ГТК «Россия» может стать объектом поглощения, напоминает чиновник федерального ведомства. В январе гендиректор «Российских технологий» Сергей Чемезов попросил Путина передать госкорпорации доли государства в «Эйрюнион», а также в иных авиакомпаниях.