ЕС – Россия: Говорить в унисон


Россия – крупнейший и один из самых важнейших соседей Евросоюза. Стоящий перед ЕС вызов заключается в разработке общей политики взаимодействия с этим соседом и в последовательном проведении этой политики в жизнь.

В новом лиссабонском договоре говорится об обязанности членов ЕС придерживаться единообразия во внешних сношениях, но только в рамках круга ответственности, закрепленного за сообществом. Вне этого круга вопросов крепнет тенденция к автономным действиям – как со стороны стран-членов, так и со стороны крупных корпораций. Здесь нет единства. Напротив, часто наблюдается расхождение интересов и даже соперничество.

Вдобавок напряженность, возникающая в отношениях с Россией, обычно затрагивает отдельные страны – идет ли речь о поставках газа или нефти, об эмбарго на поставки сельскохозяйственной продукции или о запрете на работу культурных центров. То, что составляет проблему для одних членов сообщества, дает возможность усилить свои позиции другим.

Я надеюсь, прогресс в выработке единой европейской политики будет достигнут благодаря лиссабонскому договору, который облегчит проведение единой внешней политики. Договор – по предложению Польши – включает также и положение об энергетической солидарности. Приступая к переговорам с Россией по поводу нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве, стоит принять во внимание уроки последних месяцев.

Во-первых, независимо от того, насколько важным партнером является Россия для той или иной страны-члена, независимо от того, какую гибкость эта страна готова продемонстрировать ради своих частных интересов, отправной точкой должны стать общие принципы, на которых был достигнут консенсус внутри ЕС.

Примером может быть ситуация с договором к Энергетической хартии и транзитным протоколом к этому документу. Договор мог бы стать гарантией от сбоев в поставках, но Россия его пока не ратифицировала. Вопрос в том, должны ли мы, приступая к переговорам с сильным и требовательным партнером, с самого начала отказаться от некоторых общих постулатов, важных для ЕС, только потому, что предвидим, что партнер будет возражать против них? Вследствие ложно понятого реализма мы можем отдать России инициативу в формировании условий сотрудничества в некоторых областях энергетической сферы. За это придется расплачиваться компаниям и гражданам Европы – более высокими ценами на энергоресурсы. Вот почему надо сделать четкий акцент на обязательном характере основных принципов хартии.

Во-вторых, важно, чтобы цели и ожидания были реалистичными. Россия не стремится следовать европейской модели. Она всеми силами подчеркивает свою особую идентичность и стремление стать полюсом притяжения для других стран. Такая установка, несомненно, окажет влияние на окончательную форму нашего сотрудничества, что ясно видно на примере дискуссий по поводу будущего Косова.

В-третьих, необходимо сфокусироваться не только на экономических, но и на социальных взаимоотношениях. Шагом, который показывает восприимчивость ЕС к этому вопросу, является соглашение об упрощении визового режима, призванное улучшить контакты между европейскими и российскими культурными и научными кругами и облегчить бизнес-сотрудничество. Переговоры о новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве закладывают основу для дальнейших дискуссий о перемещении между странами, долгосрочной целью которых является отказ от виз. Тем не менее свобода передвижения не должна быть единственной или главной среди прочих свобод, затрагиваемых в диалоге. ЕС – в соответствии с принципами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – должен быть способен оценить развитие России через призму прав человека и гражданских свобод.

В качестве последнего, но не менее важного пункта следует упомянуть то, что всеобъемлющее российско-европейское партнерство не должно помешать развитию отношений ЕС с другими соседями в Восточной Европе. Тяготение этих стран к Европе порой рассматривается как часть противостояния между Россией и Западом. Такой упрощенный подход не учитывает суверенное стремление этих стран к модернизации на основе европейских стандартов. Что не исключает возможности гармоничного сосуществования с Россией.

Это уже отражено в политике ЕС созданием двух параллельных повесток дня: одной – адресованной России, другой – странам, вошедшим в сферу политики европейского добрососедства, а именно Украине, Молдове, Грузии, Азербайджану, Армении и – потенциально – Белоруссии. Проблема в том, чтобы гарантировать, что параллельное существование этих форматов не рассматривалось бы как аргумент в пользу того, чтобы сделать два процесса слишком взаимосвязанными. Ответом ЕС на реформы в некоторых соседних европейских странах должно стать предложение перспективы членства в союзе.

Применение положений лиссабонского договора, касающихся общеевропейской политики безопасности и внешних связей, открывает новые возможности для европейско-российского сотрудничества. Четкое формулирование общих принципов поможет тесному сотрудничеству, сфокусированному на решении глобальных проблем, таких как нераспространение оружия массового поражения, изменение климата и терроризм. Успех сотрудничества зависит от готовности основать его на принципах, включающих открытость и взаимовыгодность. Чем быстрее все страны ЕС осознают важность единого голоса в европейской внешней политике, тем лучше будут отношения отдельных стран-членов и ЕС в целом с нашим крупнейшим восточным соседом. 0FT, 18.02.2008, Антон Осипов