Точка зрения: Амбиции и реалии


Москва уже не является лидером по обеспеченности населения торговыми площадями. По данным Colliers International, в январе 2008 г. на первое место в этой категории в России вышла Казань. Здесь на 1000 жителей приходится 250 кв. м арендопригодной площади – это почти на треть больше, чем в столице. К наиболее обеспеченным рынкам относятся Ярославль (199 кв. м), Самара (187 кв. м), Набережные Челны (173 кв. м), Ростов-на-Дону (159 кв. м) и Нижний Новгород (158 кв. м).

Однако если полагаться на заявленные девелоперами планы строительства, то в ближайшие годы в тройку лидеров войдут Омск, Уфа, Новосибирск. Сегодня на этих некогда закрытых для внешних инвестиций рынках объем заявленных площадей значительно превышает материальные возможности потребителей. Если все анонсированные торговые центры Омска откроются в течение ближайших трех лет, то его обеспеченность торговыми площадями превысит 900 кв. м на 1000 жителей.

Стратегия развития региональных девелоперских компаний может ограничиваться и одним городом, а может распространяться на несколько регионов. Все зависит от доступных финансовых и организационных ресурсов, наличия административного ресурса, который сейчас в регионах во многих случаях является определяющим.

Лучшие региональные проекты по концепции схожи с московскими и не имеют заметных отличий по составу представленных брендов. Это обусловливается стремлением девелоперов привлечь федеральных сетевых операторов, рассчитывая на их популярность у потенциальных покупателей. Вне столицы федеральные сети могут быть представлены местными партнерами – держателями франшиз. У ритейлеров же, в свою очередь, есть сформировавшиеся с учетом московского опыта критерии оценки качества и профессионализма торговых центров, которые вынуждены учитывать региональные девелоперы.

Но в ряде городов успешно функционируют непрофессиональные в традиционном понимании этого термина торговые центры, появившиеся несколько лет тому назад в условиях низкой конкуренции. В качестве примера можно привести ТЦ «Дирижабль» в Екатеринбурге, открытый в начале 2000-х гг. Сперва он представлял собой комплекс рыночного типа. Затем стал заполняться сетевыми операторами, сохранив высокую популярность у жителей города.

На ставки аренды торговых площадей в регионах влияют общие для страны факторы: ослабление доллара приводит к их привязке к рублю, установлению минимального курса или применению мультивалютных индексов.

Рост предложения и улучшение качественных характеристик объектов приводят к дифференциации ставок аренды в торговых центрах, расположенных в центральных и периферийных районах городов.