Что не нравится верхней палате

Сегодня Совет Федерации обсудит ежегодный доклад о состоянии законодательной деятельности в стране

Подобный ежегодный доклад верхняя палата готовит в четвертый раз. В проекте постановления Совфеда его предполагается одобрить. Доклад (имеется у «Ведомостей») состоит из характеристики общей ситуации и главок, подготовленных отдельными комитетами верхней палаты.

В основном Совфед доволен происходящим в стране и собственным участием в реформах. Но кое-где находит и отдельные недочеты.

Бюджетный комитет обеспокоен тем, что усилия по выравниванию условий жизни в регионах мешают им развиваться и не достигают цели. При этом политика перераспределения бюджетных доходов не создает стимулов для развития регионов.

Лишь одна треть межбюджетных трансфертов в 2007 г. была направлена на выравнивание, остальное – непрозрачные перечисления, согласна Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики: дотации на сбалансированность региональных бюджетов выдавали преимущественно регионам, готовившимся к объединению.

Еще бюджетный комитет недоволен планируемым снижением доли расходов бюджета на здравоохранение (с 3,84% в 2007 г. до 3,3% в 2010 г.) и ростом нагрузки регионов по финансированию нацпроектов. Нацпроекты, раскрученные как федеральный проект, в будущем придется финансировать регионам, отмечает Зубаревич.

Комитет по промышленной политике недоволен ростом числа госкорпораций. Переданная им собственность перестает быть государственной; контроль за ними затруднен; законы о создании большинства госкорпораций (пока их семь) не содержат критериев достижения поставленных перед ними целей, возмущаются сенаторы. Санкций за невыполнение программных целей у госкорпораций нет, а процедуры формирования руководящих органов индивидуальны. «Создание подобных структур преподносится как панацея и почти превратилось в фирменный знак российской экономической политики», – тревожится руководитель комитета Валентин Завадников.

Действующим Водным кодексом обеспокоен комитет по природным ресурсам: можно приватизировать пруды. Не разграничены понятия прудов и озер, при общем учете непонятно, за кем признавать права собственности на эти объекты, согласна Юлия Бахарева из юркомпании «Иванян и партнеры». Некоторые водные объекты, особенно мелкие, не внесены в кадастр, что создает непрозрачные условия для приватизации, добавляет юрист Кирилл Шашков из «Частного права».

Совфед сейчас очень слаб, свои идеи он может применить к законодательной работе слишком редко, говорит замгендиректора Центра политтехнологий Борис Макаренко.