Покупай подержанное

Депутаты-единороссы предлагают отменить НДС с продажи подержанных автомобилей. Участники рынка не против, хотя и так его не платят
М.Стулов

Вторичка. 2

миллиарда долларов – рынок подержанных иномарок в России в 2006 г. (150 000 шт.)

11

миллиардов долларов может составить вторичный рынок к 2010 г. (более 900 000 шт.) Источник: PwC

Депутаты-единороссы Ринат Губайдуллин, Николай Гончар, Олег Морозов внесли на рассмотрение Госдумы поправки в статью 154 части второй Налогового кодекса, отменяющие НДС с продажи автомобилей старше трех лет, сообщил «Интерфакс». Вместо этого они предлагают брать НДС с разницы между продажной и покупной стоимостью автомобиля. Правительство представило положительное заключение на законопроект.

«Эти поправки сделают вторичный рынок цивилизованным, – радуется совладелец дилерской компании Genser Игорь Пономарев. – Сегодня владельцу подержанного автомобиля проще продать его самостоятельно, чем идти в автосалон».

Дилеру невыгодно покупать старый автомобиль, так как при продаже он вынужден заплатить НДС с его полной стоимости. В этой ситуации дилер должен либо покупать подержанный автомобиль на 18% дешевле, либо продавать его на 18% дороже. Либо брать на себя все расходы, тогда уплата НДС «съедает маржу», объясняет директор налоговой практики PricewaterhouseCoopers Наталья Черепанова.

«Заведомая невыгодность такой схемы приводит к тому, что процесс торговли подержанными автомобилями уходит в зону теневой торговли», – цитирует «Интерфакс» пояснительную записку к законопроекту.

Кроме того, необходимость повторной уплаты НДС (в первый раз налог платится при покупке новой машины) делает невозможным трейд-ин – систему продаж, при которой потребитель может зачесть стоимость своего старого автомобиля при покупке нового. «Сегодня, по сути, трейд-ин в России не существует», – говорит Пономарев. Он уточняет, что дилеры, чтобы избежать уплаты НДС, оформляют с клиентами договор комиссии: после продажи старого автомобиля деньги получает владелец, который затем и вносит их в уплату за новый. Дилеры используют и другие схемы, добавляет Черепанова.

Сегодня по системе трейд-ин в России продается около 17% автомобилей, говорит гендиректор компании «Инком-авто» Владимир Франке. «Это ненормально мало, в европейских странах через трейд-ин продается от 80% новых автомобилей», – добавляет он.

Основные продажи подержанных автомобилей происходят на стихийных рынках, где никто из участников сделки налогов не платит, добавляет Пономарев. Но ждать с принятием поправок единовременного скачка официальных продаж подержанных автомобилей не стоит, предупреждает он, напоминая, что на вторичном рынке существует «проблема прозрачности ценообразования». «Дилерам нужно будет время, чтобы сделать ценообразование понятным потребителю», – говорит Пономарев.