Недра под надзором

Иностранцам придется согласовывать покупку 10% или даже 5% акций компаний, ведущих добычу на крупных, «стратегических» месторождениях. Последнее слово, разрешать сделку или нет, останется за премьер-министром, которым скоро может стать Владимир Путин. Госкомпании пытаются добиться для себя исключения из общего правила
В ФСБ ситуацию не комментируют/ В.Баранов

Предложения по регулированию работы иностранных инвесторов в России содержатся в новой версии законопроекта «О доступе иностранцев в стратегические отрасли» (сейчас он готовится ко второму чтению в Госдуме). Минприроды наконец согласовало позицию с ФСБ и администрацией президента, сообщили «Ведомостям» чиновник Минпрома, один из депутатов, а также источник в Кремле. В ФСБ не комментируют ситуацию.

Одно из главных отличий нового законопроекта (копия есть в распоряжении «Ведомостей») от предыдущих версий в том, что под его регулирование подпадают недра. Список обширен: к стратегическим отнесены крупные месторождения нефти, газа, алмазов, урана, платиноидов, золота, меди и др. (см. таблицу). Для полезных ископаемых придуман особый, более жесткий режим: иностранцы должны будут получать разрешение на покупку более 5–10% акций компаний, занятых в этой сфере, тогда как для всех остальных отраслей пороговое значение составляет 25–50%. Чиновник Кремля уточнил, что ограничение коснется и офшоров: они находятся в юрисдикции иностранного государства. «Не нравится – регистрируйтесь в России», – подчеркивает он.

Новые правила игры будут также включены в закон о недрах. Оба законопроекта будут обсуждены на заседании комитета по строительству и земельным отношениям во главе с депутатом Мартином Шаккумом. А рассмотрение в Госдуме назначено на 19 марта, сказал Шаккум «Ведомостям».

Иностранцы, желающие приобрести более 10% акций компании из списка «стратегических», должны будут обратиться за разрешением на покупку в «уполномоченный орган» (ранее правительство предлагало передать эти полномочия антимонопольной службе). Иностранные компании с госкапиталом должны будут согласовывать покупку свыше 5% акций стратегических предприятий. Разрешение или отказ иностранцам в течение трех месяцев (в исключительных случаях – полугода) должна дать правительственная комиссия, а окончательное слово будет за ее председателем – премьер-министром. Критерии принятия решения в законопроекте не прописаны.

Особые правила для компаний-недропользователей вызвали бурные дискуссии, рассказал «Ведомостям» один из участников парламентской рабочей группы, созданной для обсуждения документа. У «Газпрома» на начало 2008 г. почти 21% его акций значились за Bank of New York, банком-депозитарием ADR на акции компании, которые обращаются на зарубежных биржах. У «Норникеля», держателя лицензий на разработку крупных месторождений никеля, – 40% в ADR, у «Полюс золота», обладающего четвертыми в мире запасами золота, – 35%.

Поправки в закон «О недрах» не предполагают ограничения участия иностранных компаний по уже выданным в пользование участкам недр, приводится на сайте Минприроды цитата министра Юрия Трутнева. Но нынешние владельцы могут без всяких согласований переуступать свои доли в этих компаниях, уведомляя ФАС лишь о покупках свыше 20% акций.

На компании, доля участия государства в которых превышает 50%, этот закон распространяться не должен, убежден менеджер «Газпрома». Он утверждает, что чиновники на это согласились; Шаккум, впрочем, сообщил, что предложение «Газпрома» еще будет обсуждаться. Представители частных компаний остерегаются комментировать законопроект до его принятия: текст уже много раз менялся, замечает представитель ТНК-BP, напоминает об этом и замгендиректора «Норникеля» Максим Финский. Его позиция «как гражданина» такова: государство владеет недрами и вправе выставлять условия владельцам лицензий на их разработку крупных месторождений. Ограничения к доступу иностранцев к стратегическим ресурсам могут стимулировать разработку более мелких месторождений, добавляет он. Менеджер «Лукойла» считает, что, если закон будет принят в таком виде, выходом для компаний с иностранным участием может стать создание СП с госкомпаниями для разработки месторождений федерального значения.

Сотрудник одной из горнорудных компаний допускает, что необходимость согласования сделки с не более чем 10% акций еще не означает отказа. Вряд ли государство пойдет и на серьезные ограничения операций инвесторов с депозитарными расписками, надеется собеседник «Ведомостей». Ведь более 60% в индексе РТС занимают крупные сырьевые компании. Едва ли нововведения повлияют на инвестиционный климат страны, ведь ограничений в сырьевом секторе и так немало, считает главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. По его оценке, в России нет недостатка в иностранных инвестициях – в 2007 г. их объем составил $48 млрд (плюс 60% к 2006 г.), за последние 2–3 года их поток изменился – все больше в несырьевые отрасли – автомобилестроение, ритейл, пищевку.