Потери «Сургута»

«Сургутнефтегаз» просит «Транснефть» поторопиться с запуском ВСТО. Из-за отсутствия трубы «Сургут» заработал на $1 млрд меньше, подсчитали эксперты

Восточная Сибирь – Тихий океан

нефтепровод. Проектная мощность – 80 млн т нефти в год, из которых 50 млн т будет транспортироваться до Тихоокеанского побережья, а 30 млн т – в Китай. Первая очередь – строительство 2757 км трубы мощностью 30 млн т нефти в год от Тайшета (Иркутская обл.) до границы с Китаем (Сковородино, Амурская обл.). ВТОРАЯ ОЧЕРЕДЬ – строительство трубы от Сковородино до бухты Козьмино мощностью 30 млн т нефти в год с последующим расширением до 50 млн т, а также расширение первой очереди до 80 млн т нефти в год.

Талаканское месторождение расположено на юго-западе Якутии, до ближайшего населенного пункта – г. Киренска – 300 км. Во вторник сюда приехала делегация «Транснефти» во главе с новым президентом Николаем Токаревым. Экскурсию для них проводил лично гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов (его компания владеет лицензией на Талакан).

За три года «Сургут» вложил в проект около 65 млрд руб. Пробурено 48 скважин, к концу года их будет 69, а часть из действующих уже готова давать до 200 т нефти в сутки, рассказывал замначальника цеха «Сургута» Александр Максименко.

Во всех помещениях на Талакане чистота, пахнет краской. «Хороший у вас здесь запах», – пошутил Токарев. «А надо, чтобы нефтью пахло», – парировал Богданов. Развитие Талакана задерживается из-за задержки строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) – «Транснефть» обещала запустить его в конце 2008 г., но переносит срок на конец 2009 г. На совещании Токарев рассказывал, почему опаздывает первая очередь ВСТО: проблемы с генподрядчиками, задержки в строительстве электросетей и отсутствие решения по конечной точке трубы – Козьмино. За отставание от графика Токарев не извинялся. Менеджеры «Сургута» всякий раз подчеркивали, как нужна труба Талакану. В 2009 г. «Сургут» может обеспечить добычу 1 млн т в год, но объемы будут зависеть от срока ввода трубопровода, подчеркивал Богданов.

Пока «Транснефть» может предложить только запуск трубы в реверсном режиме – по отрезку Талакан – Усть-Кут – Тайшет. Здесь осталось построить участок от Талакана до Усть-Кута – всего 20 из 535 км, рассказывает гендиректор ЦУП ВСТО Сергей Сергеев. Богданов уверял, что «Сургут» может заполнять трубопровод уже в июле.

В октябре «Транснефть» будет готова принять с Талакана 180 000 т нефти, планируется, что в 2009 г. поставки составят 1,5 млн т, обещает Токарев. Тарифа на прокачку пока нет, говорит он (это подтверждает и источник в ФСТ). Далее «Сургут» сможет перекачивать нефть до Ангарской НХК или поставлять по железной дороге. Представители «Сургута» и владельца НХК – «Роснефти» от комментариев отказались. Если бы не труба, добывать 1 млн т нефти на Талакане «Сургут» мог бы еще в прошлом году, отмечает аналитик ИК «Солид» Денис Борисов: за два года при текущих ценах на нефть компания могла бы получить около $1 млрд дополнительной выручки.

Вторая очередь

Вчера Токарев подписал декларацию о намерениях по строительству второй очереди трубы с губернатором Приморского края Сергеем Дарькиным. Есть два маршрута. Южный – длиной 1963 км проходит рядом с железной дорогой (Транссиб), северный на 60 км короче, но проходит по сложному рельефу. Прохождение сложных горных трасс по нему потребует дополнительно 50 000 т металла, а это лишние $3,5 млрд, так что пока приоритетным считается южный, говорит гендиректор «Гипротрубопровода» Зиновий Овчар. ТЭО «Гипротрубопровод» собирается завершить в ноябре. Предварительно вторая очередь обойдется не дешевле первой ($12,6 млрд), но окончательных цифр нет, поделился Токарев. Не определены и сроки строительства. Нефтяникам вторая труба понадобится еще не скоро. «Пока места хватает всем и без нее», – говорит сотрудник одной из НК. КИРЕНСК – ИРКУТСК – ВЛАДИВОСТОК