Голосование перешло в ЧП


Власти Армении разогнали митинг оппозиции и ввели чрезвычайное положение. Восемь человек умерли от огнестрельных ранений, пострадали более 200. Помещен под домашний арест, по данным оппозиции, бывший кандидат в президенты Левон Тер-Петросян.

Митинг оппозиции начался 20 февраля – на следующий день после выборов. На площади Свободы собиралось до 70 000 человек. О переходе на сторону оппозиции заявили 10 сотрудников МИДа, замгенпрокурора, некоторые военные.

В ночь на субботу палаточный городок был разгромлен полицией, митинг разогнан. По версии властей, была оперативная информация о том, что участникам акции протеста намерены раздать оружие.

После разгона около 30 000 протестующих собрались у посольств Франции и Италии, где возвели баррикады. Протестующих атаковала полиция, с обеих сторон использовалось огнестрельное оружие, беспорядки сопровождались поджогами автомобилей и мародерством в центре Еревана.

Тер-Петросян был принудительно доставлен в резиденцию как лицо, подлежащее госохране. Служба госохраны предупредила оппозиционера, что он не должен покидать дом, а если посетит «незаконные мероприятия», служба не несет ответственности за его безопасность. Уже из дома Тер-Петросян через представителей якобы призвал сторонников разойтись.

Вечером 1 марта президент Роберт Кочарян, чьи полномочия истекают 9 мая, ввел на 20 дней чрезвычайное положение. Его решение немедленно утвердил парламент. Армянским СМИ «запрещена публикация материалов, связанных с вопросами госбезопасности и внутриполитической ситуацией».

Начальник генштаба Сейран Оганян 2 марта призвал граждан «воздержаться от попыток сборов в Ереване даже в составе небольших групп, в отношении которых в случае даже небольших подозрений вооруженные силы предпримут соответствующие действия».

Армия до последнего момента не вмешивалась в политическую борьбу и разгон митинга проводила именно полиция, объясняет армянский политолог Шушан Хатламаджян. Власти дали оппозиции максимально радикализовать ситуацию, чтобы продемонстрировать агрессивность и недоговороспособность Тер-Петросяна, резюмирует эксперт. «Политический кризис не дает карт-бланш правительству реагировать на демонстрантов подобным образом», – заявляет директор Human Rights Watch в Европе и Центральной Азии Холли Картнер.