Голосуй и выигрывай

Новосибирцев заманивали на избирательные участки дорогими призами для победителей викторины. Затею поддержали материально местные бизнесмены

Самой массовой акцией по повышению явки на выборы в городе стала викторина «Новосибирск юбилейный». Накануне избиратели во всех 10 районах города лично или в почтовые ящики получили купоны с вопросами: сколько лет исполнится Новосибирску в 2008 г., как назывался Новосибирск до революции и чье имя носит привокзальная площадь. Победителям пообещали 10 автомобилей «ВАЗ», четыре автомобиля Skoda Octavia, 50 холодильников, 70 телевизоров, а также цифровые видеокамеры, фотоаппараты и микроволновые печи. Организаторы акции, говорится на купоне, – общественная организация «Любимый город» и Российский союз ветеранов Афганистана (РСВА). Сопредседатель «Любимого города» Владимир Шамов утверждает, что его роль ограничилась разработкой концепции и составлением вопросов.

Купоны по предъявлении паспорта принимались 2 марта с 8.00 до 19.30 в пунктах близ избирательных участков. На трех из шести пунктов, в которых побывали корреспонденты «Ведомостей», им напомнили: «Не забудьте про выборы». «Акция рассчитана на то, что если уж человек вышел из дома в день голосования с паспортом, наверняка дойдет до избирательного участка», – объясняет источник, близкий к оргкомитету акции.

Председатель областной организации РСВА, депутат горсовета Новосибирска и член регионального политсовета «Единой России» Евгений Яковенко говорит, что бюджет викторины обеспечен спонсорами и составил около 5 млн руб. За поддержкой новосибирский РСВА обратился к 60–70 организациям, рассказал Яковенко. Автомобили Skoda (стоимость одного – более 430 000 руб.) были предоставлены «Транзит-авто», часть бытовой техники – «Эльдорадо», спонсорами также выступили «Сибвез» и «Сибирский гигант».

По словам Яковенко, к викторине было отпечатано около 1 млн купонов, «что соответствует количеству совершеннолетних горожан», а количество участников, по оценке Яковенко, достигло 700 000 человек.

«Транзит-сервис» (дилер Skoda в Новосибирске) передали в фонд призов четыре Skoda Octavia», – рассказал владелец компаний Андрей Соловьев. А «Эльдорадо-Сибирь» – 35 телевизоров, сказал директор Иван Устинов. Для аналогичной акции в Омске переданы купоны с 10%-ной скидкой на все товары магазинов сети «Эльдорадо». По данным Омского союза предпринимателей, «Эльдорадо» выделила в фонд акции 300 000 дисконтных карт. В призовой фонд передала дисконтные карты и омская сеть «Астор», говорит ее директор Виталий Харченко.

Представитель компании – спонсора новосибирской викторины, просивший не называть его имя, утверждает, что инициировали акцию городские власти, а Союз ветеранов – лишь исполнитель. «Нас приглашали в мэрию и предлагали поучаствовать в розыгрыше в качестве спонсоров», – рассказал он. К организации викторины в Новосибирске имеют отношение мэрия и «Единая Россия», утверждает Соловьев. Первый вице-мэр Новосибирска Владимир Шумилов и руководитель пресс-службы мэрии Сергей Нешумов это отрицают.

Проведение лотерей в день выборов запрещено законом, заявил первый секретарь обкома КПРФ, депутат Госдумы Анатолий Локоть. По его словам, вчера с нескольких участков Калининского района Новосибирска были выдворены приемщики купонов викторины. На действия организаторов акции гражданами в избирательную комиссию Новосибирской области было подано две жалобы – 29 февраля и 2 марта, добавляет пресс-секретарь обкома КПРФ Артем Скатов. «Законодательство запрещает только те лотереи и игровые мероприятия, которые непосредственно связаны с выборами и предполагают подкуп или вознаграждение избирателей за голос в пользу определенного кандидата», – считает заместитель председателя избиркома Новосибирской области Нина Шалабаева. Она признала, впрочем, что викторина «в какой-то степени это способствовала повышению явки». Это «как раз тот случай черных технологий, которые теперь используют власти, заинтересованные в высокой явке», говорит адвокат СПС, бывший член ЦИК РФ с правом совещательного голоса Вадим Прохоров. По его мнению, действия организаторов акции, стимулирующей явку ценными подарками, прямо не нарушают избирательное законодательство, но «противоречат духу закона».