Мобильник завтрашнего дня

Если исследователи из Университета Пердью (Индиана) добьются успеха, то мобильник может стать сердцем новой системы, способной предотвращать ядерные теракты

Идея – создать сеть из миллионов мобильников, оснащенных средствами глобального позиционирования и датчиками радиоактивности. Еще один инновационный, хотя и не столь неожиданный способ использования мобильников предложила группа этнографов под руководством Донны Флинн. Проводя в Китае исследование по заказу Microsoft, Флинн пыталась понять, как люди используют телефоны. «Мы целый день наблюдали в Пекине за действиями человека, управлявшего небольшим рестораном, – рассказывает Флинн. – У него был простенький телефон, и китаец постоянно им пользовался. Когда он, к примеру, варил яйца, то использовал трубку как хронометр». Она считает, что встроенные в телефон часы – инструмент первой необходимости для множества абонентов. Трубка – и секундомер, и будильник, и даже предупреждает об истечении срока парковки.

Но вывод Флинн делает неожиданный: «Не надо думать о том, как впихнуть в устройство побольше функций. Нужна элегантная простота».

Главное – звонок

Производители трубок увеличивают количество функций лишь из маркетинговых соображений, а вовсе не потому, что пользователям это действительно нужно, – такую мысль все чаще высказывают исследователи. О том же говорят и данные американской Snapin Software. Выяснилось, в частности, что в Великобритании почти две трети абонентов используют телефоны исключительно для звонков и обмена sms-сообщениями. И лишь около 20% согласны читать руководства по использованию мобильных служб.

Впрочем, прошлогодний дебют телефона iPhone от Apple оказался удачным, а ведь эта модель объединяет функции и обычной голосовой связи, и обмена текстовыми сообщениями, и прослушивания музыки, и просмотра видеоклипов, и интернет-доступа. Выходит, рынок готов к появлению многофункциональных устройств – главное, чтобы они были просты в использовании.

Директор европейского подразделения LG Дэниел Эрнандес убежден, что телефон будет играть важнейшую роль в жизни человека. «Но это не значит, что каждая модель должна являться этаким швейцарским армейским ножом, в котором каждый инструмент – лучший в своем классе, – говорит он. – Ведь 20% абонентов хотят от телефона лишь одного: чтобы можно было звонить».

Электронный кошелек в кармане

Если не считать приложений для загрузки мультимедиа и работы в интернете, то наиболее перспективное направление развития телефонов – их превращение в электронные кошельки и платежные устройства. В прошлом году сотовый оператор Orange в порядке эксперимента предложил опытные образцы телефонов для оплаты поездок по французскому городу Ренну. Для тестирования было отобрано 50 человек: им вручили телефоны, в sim-карты которых были встроены специальные чипы, работающие по технологии NFC (высокочастотная радиосвязь на малом расстоянии). Телефоны действовали как дебетовые и кредитные карты, проездные билеты и ключи от гостиничных номеров. В эксперименте участвовали банки BNP Paribas, Groupe Credit Mutuel-CIC, Credit Agricole и Societe Generale, а также компании Bouygues Telecom и SFT и системы MasterCard и Visa.

Препятствие для распространения телефонов с платежными функциями – лишь отсутствие единых стандартов и схем взаимодействия между заинтересованными сторонами. «Каждой компании хочется получить полный контроль над клиентом, каждая рассматривает свой поток доходов изолированно от остальных, – объясняет глава подразделения инноваций консалтинговой компании Logica Денни Вутон. – Пока что из всех служб, с которыми имеют дело пользователи, очень немногие увязаны между собой, каждое приложение функционирует практически независимо от других». «Пока трудно представить, как можно взять деньги, скажем, из системы Barclaycard или MasterСard и направить их часть куда-либо еще, например на счет сотового оператора, – согласен директор фирмы Cognito Дэвид Перри. – Придется согласовывать детали всех процессов с каждым из участников, а у них очень разные интересы и приоритеты».