Обузданный рост

Рынок кредитных карт за 2007 г. вырос всего на 23%, посчитали в «Хоум кредит энд финанс банке», а доля банка «Русский стандарт» снизилась с 67% до 60%

Аналитики «Хоум кредит энд финанс банка» (ХКФ-банк) в исследовании «Потребительское кредитование – 2007» оценили рынок кредитных карт в 178 млрд руб., всего на 23% больше, чем в 2006 г. Прошлогодний рост составлял 150%.

Лидерство на этом рынке по-прежнему сохраняет «Русский стандарт» с долей 60,4%; в 2006 г. конкуренты оценивали его долю в 67%. За ним следуют ХКФ-банк с долей 10,3%, Ситибанк – 3,2% и банк «Авангард» – 2,9%.

Резкое снижение темпов роста рынка объясняется тем, что в России многое зависит от положения лидера – без учета результатов «Русского стандарта» рост рынка получается 60%, знает директор департамента маркетинга ХКФ-банка Игор Пржеровски. «Русский стандарт», отмечают исследователи, существенно снизил лимиты и сократил темпы продаж новых карт, что негативно отразилось на темпе роста карточного портфеля банка и годовых результатах всего сегмента.

В странах Восточной Европы снижение темпов роста рынка прошло более плавно, поскольку рынок там более конкурентный, замечает Пржеровски.

Активы «Русского стандарта» в 2007 г. составили $8,2 млрд (рост всего на 15%), более половины приходится на задолженность по кредитным картам, признавал ранее предправления банка Дмитрий Левин.

Исследователи из ХКФ-банка также отмечают, что постепенно перестает давать эффект основной канал продаж лидеров рынка – почтовая рассылка, которая сформировала три четверти «пластикового» кредитного портфеля банков. Поток клиентов, которым еще не было сделано предложения воспользоваться кредитной картой, в том числе банками-конкурентами, снизился с 30% в 2005 г. до 20–25% в 2007 г., говорится в исследовании.

Рост рынка в 2007 г. пришелся на второй эшелон банков, которые формировали портфель кредиток за счет прямых продаж, банки, рассылающие карты, вынуждены были снизить объемы рассылки в том числе из-за проблем с фондированием, полагает старший вице-президент «ВТБ 24» Георгий Горшков. По данным обзора ХКФ-банка, на конец 2007 г. на руках у россиян находится более 100 млн банковских карт, из которых лишь 8,1 млн – активированные револьверные кредитки.

Так сильно обуздать рынок было под силу только госорганам, убеждены авторы исследования. Действия Генпрокуратуры в отношении «Русского стандарта» – в августе она потребовала отмены комиссийпо всем новым продуктам и по уже заключенным договорам – вкупе с требованием Центрального банка о введении эффективной процентной ставки стали основными причинами. Повлияли на выдачу кредиток и проблемы с финансированием, напоминает вице-президент Ситибанка Михаил Бернер.

Введение эффективной процентной ставки приостановило ввод новых продуктов, потому что приходилось адаптировать под нее часть тарифов, иначе она получалась отпугивающе высокой, соглашается один из банкиров, но окончательно банкиров ввели в ступор действия силовых структур в отношении «Русского стандарта»: «Вмешательство прокуратуры в частный бизнес, требование отмены комиссий все восприняли как негативный фактор для розничного кредитования».

В «Русском стандарте» от комментариев отказались.

Эффективная ставка заставила банкиров больше работать с потребителем – многих отпугивали высокие ставки и приходилось разъяснять их рост, однако на ввод новых продуктов раскрытие не повлияло, считает зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов: уже через месяц после раскрытия ставок количество вопросов от потребителей снизилось, зато многие стали делать тарифы понятнее для потребителя. «Русский стандарт» еще в апреле полностью поменял тарифы по кредиткам, убрав комиссии в основную ставку.

К началу года ситуация на рынке стабилизировалась, и в 2008 г. ожидается более динамичный рост: на 25% до 220–230 млрд руб., обнадеживают исследователи, но теперь банкирам придется развивать прямые продажи «пластика» через отделения и агентов, а также активно удерживать существующих клиентов кобрендами, бонусами и снижением ставок. Рассылка не умрет совсем, но будет давать все меньшую долю банкам, занимающимся кредитованием в торговых сетях, добавляет Горшков.

С июня по ноябрь банк-монолайнер «Тинькофф кредитные системы», специализирующийся на распространении кредиток через почту, отправил 8 млн писем с предложением оформить кредитную карту, на начало декабря откликнулось 110 000 человек.