Тур вместо плиты


В 2007 г. российские банки выдали товарных экспресс-кредитов на сумму 220–230 млрд руб., говорится в исследовании банка Home Credit.

Программы экспресс-кредитования в России стартовали в 2000 г. Но начиная с 2006 г. темпы роста рынка резко сократились – с 70% в 2005 г. до нескольких процентов в 2006 г. Аналитики Home Credit называют несколько причин стагнации: снижение продаж на ключевом рынке бытовой техники (на конец 2007 г. на этот сегмент пришлось порядка 70% кредитного портфеля, в 2005 г. – 80%), развитие альтернативных видов кредитования (кредитных карт и нецелевых экспресс-кредитов) и общее насыщение рынка экспресс-кредитования.

Чтобы удержать долю на рынке, банки осваивают новые ниши. Высокий потенциал роста демонстрируют сегменты строительных и отделочных материалов и туристических услуг. Доля экспресс-кредитования в обороте компаний пока невелика: примерно 5% в сетях DIY (потенциал роста – 10–15%) и 1–2% в турфирмах. Александр Комарницкий, председатель совета директоров компании «Туральянс» («Магазин горящих путевок» и «Куда.ru»), подсчитал, что доля туров, купленных в кредит, составляет 3–5% от оборота с динамикой роста не менее 15% ежегодно. Наиболее высокий показатель роста – 30% – демонстрирует сегмент «мебель». По словам директора по маркетингу сети «Кухнистрой» Алексея Лимонова, в компании ежемесячно 10–15% продаж приходится на продажи в кредит, а в пиковые праздничные периоды эта доля увеличивается.