Новинки книжных развалов


Преображение.

Потенциал человека и горизонты будущего

Питер Сенге, Отто Шармер, Джозеф Яворски, Бетти Сью Флауэрз

М.: Олимп-Бизнес, 2008. 304 с.

«Мы собрались тесным кружком вчетвером...» – редкая книга по бизнесу начинается так. Правда, если учесть, что хозяин дома профессор Школы управления Слоуна при Массачусетском технологическом институте Отто Шармер и его гости давно и прочно оседлали тему лидерства и организационного обучения, то понятно, что им есть чем поделиться друг с другом.

То же и с книгой: подстрочники бесед перетекают в неторопливое повествование, и создается впечатление, что читатель тоже участник обсуждения, а его собеседниками выступают ни много ни мало 150 лидеров современности. Сэм Уолтон и Руперт Шелдрейк, Билл Гейтс и Эмото Масару, многие другие ученые и представители бизнеса. «Разговаривая с учеными, мы узнавали о новых идеях, способных опровергнуть мысль о единстве человека и природы, – пишут авторы. – Общаясь с предпринимателями, пытались понять, как новые идеи и интуитивное знание становятся реальностью».

Авторы убеждены, что ими «выявлен такой тип познания, который мог бы привести к созданию мира, не управляемого силой привычки». Каждый читатель волен вслед за авторами попытаться изменить собственное мышление, засунув голову в «ментальную петлю», которая предоставляет семь возможностей преображения: начиная с «отстранения», где происходит приостановка потока сознания, и заканчивая институционализацией – «осуществлением нового». Интересна и другая интрига книги: оказывается, «представители этих двух социальных групп (ученые и бизнесмены. – «Ведомости»), как правило, не общаются между собой, но тем не менее волнуются об одном и том же: как научиться видеть невидимое – зарождающееся целое; как стать тем, что Джордж Бернард Шоу назвал «одной из движущих сил природы»?

Такой силой в бизнесе, судя по книге, удалось стать музыканту и успешному предпринимателю Джону Као, основавшему компанию Idea Factory, «чтобы помогать крупным фирмам в создании революционных новаторских замыслов». То же определение относится, на мой взгляд, к Дарси Уинслоу из Nike, создавшей вместе с коллегами группу по разработке жизнеспособной стратегии бизнеса. «Их целью стало привлечение на свою сторону отдела передовых технологий, дизайнеров, менеджеров по выпуску новой продукции, инженеров и партнеров-производителей, у которых были совсем другие взгляды, – пишут авторы. – Очень скоро они обнаружили, что «затронули людей за живое». Благодаря им Nike превратился в «символ самых высоких стандартов в своей отрасли».

Так не странно ли, сокрушаются авторы, что в наши дни руководство многих компаний из списка Fortune 500 не в состоянии увидеть нависающие над компанией угрозы и осознать необходимость перемен.