Сети быстрее рынка

По темпам роста многие торговые сети обгоняют рынок розничной торговли. Лучше всего обстоят дела в сегменте непродовольственных товаров
Е.Кузьмина

Оборот розничной торговли за 2007 г. составил 441,1 млрд руб., говорится в отчете комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) горадминистрации. В сопоставимых ценах это на 15,1% выше, чем в 2006 г. Без учета инфляции российский и петербургский рынки выросли на 24%, а столичный – всего на 12%, уточняет аналитик Deutsche Bank Алексей Кривошапко.

Локомотивом петербургского ритейла стали сети. На 1 октября прошлого года доля средних и крупных торговых компаний, по данным КЭРППиТ, составляла 82%. Больше 2000 предприятий входят в состав 200 с лишним торговых сетей. Из 407 гипермаркетов и супермаркетов почти каждый второй открыт за последние два года.

Выручка сетевых операторов обгоняет среднерыночные показатели. У сети супермаркетов «Лэнд» она увеличилась в прошлом году примерно на 30%, говорит гендиректор сети Илья Штром. Петербургские магазины «Патэрсон», по словам гендиректора сети Юрия Яковчика, увеличили оборот примерно на 30–40%. Главный финансовый директор Х5 Retail Group Евгений Корнилов сообщил, что его компания увеличила в прошлом году продажи по Петербургу на 35%. Оборот группы компаний «Дикси» в 2007 г. составил $1,42 млрд, что на 35–40% выше, чем в 2006 г., утверждает президент ГК «Дикси» Виталий Ключников. Он не уточнил темпов роста петербургских магазинов сети, сказав лишь, что на них приходится около 30% оборота.

Оборот петербургских гипермаркетов товаров для дома «Санта-хаус» за год утроился, а число магазинов увеличилось с двух до пяти, говорит гендиректор компании «Лавента» Тигран Гукасян. В магазинах, открытых раньше, продажи выросли на 12%, уточняет он.

Оборот Sela по России в 2007 г. составил около $200 млн, увеличившись на 30–40%, говорит вице-президент корпорации Sela Аркадий Пекаревский. В этом году он рассчитывает увеличить оборот еще на 20%, но большого роста в Петербурге не ожидает: «Здесь мы давно заняли все основные места». Сети растут за счет сокращения оборотов мелкой розницы и традиционных магазинов, полагает аналитик UBS Светлана Суханова. По данным администрации, темпы роста непродовольственного ритейла – 17,5%, а продовольственного – 10,9% . Разрыв будет увеличиваться, с улучшением благосостояния люди все больше тратят на одежду и другие непродовольственные товары, говорит Пекаревский. В 2000–2005 гг. рост рынка практически полностью обеспечивала продовольственная розница, а теперь этот сегмент приближается к насыщению, согласен Яковчик. «А рынок непродовольственного ритейла еще только формируется», – добавляет Гукасян.