Восточный дисконт

Прокачка тонны нефти по Восточному нефтепроводу должна стоить $38,8, решила тарифная служба. С таким тарифом труба окупится за 22–24 года

Для компенсации затрат «Транснефти» на весь трубопровод тариф должен быть $55–57 за 1 т, подсчитал аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. По расчетам эксперта, при старой смете проект при тарифе в $38,8 окупился бы за 17 лет, при новой цене окупаемость увеличивается на пять-семь лет. Чтобы компенсировать затраты компании, неизбежно будут увеличены тарифы по другим направлениям с опережением инфляции, уверен Константин Батунин из Альфа-банка. В прошлом году в связи с ростом стоимости ВСТО тарифы на всех направлениях «Транснефти» выросли на 20%. «Расчеты по тарифу на ВСТО еще могут измениться», – говорит вице-президент «Транснефти» Михаил Барков, от других комментариев он отказался. «Срок окупаемости увеличивается, но при большем тарифе в трубу никто не пойдет», – парирует Волков.

Маршрут наконец утвердили. 27 февраля

Премьер-министр Виктор Зубков подписал распоряжение об изменении маршрута трассы ВСТО с первоначального Тайшет – Сковородино – бухта Перевозная на Тайшет – Усть-Кут – Ленск – Алдан – Сковородино – бухта Козьмино. Маршрут ВСТО был изменен, чтобы отдалить трубу от озера Байкал, в апреле 2006 г. по указанию Владимира Путина. Отсутствие распоряжения правительства по изменению маршрута трассы тормозило реализацию ВСТО, говорил ранее президент «Транснефти» Николай Токарев.

Восточная Сибирь – Тихий океан

нефтепровод. Первая очередь (окончание – 2009 г.) – строительство 2757 км трубы мощностью 30 млн т нефти в год от Тайшета (Иркутская обл.) до границы с Китаем (Сковородино, Амурская обл.) и нефтеналивного порта Козьмино (Приморский край). Вторая очередь (сроки не определены) – строительство трубы от Сковородино до бухты Козьмино мощностью 30 млн т нефти в год с последующим расширением до 50 млн т, а также расширение первой очереди до 80 млн т нефти в год.

О том, что Федеральная служба по тарифам (ФСТ) на прошлой неделе отправила правительству оценку тарифа на прокачку нефти по ВСТО, «Ведомостям» рассказал начальник управления службы Денис Волков. Сетевой тариф для первой и второй очереди трубы, по расчетам ФСТ, составляет $38,8 за 1 т, говорит Волков.

Такой тариф служба называла еще в 2005 г., когда весь проект ВСТО оценивался в $11,5 млрд, а его первая очередь – в $6,6 млрд. С тех пор первая очередь подорожала до $12,3 млрд. Еще 46 млрд руб. «Транснефти» придется потратить на строительство нефтеналивного порта Козьмино, говорил президент монополии Николай Токарев. Стоимость второй очереди еще не подсчитана, но она стоит не меньше первой, сказал он.

Пока не будет второй очереди трубы, нефтяникам придется платить и за перевозку нефти по железной дороге от Сковородино до Козьмино. По словам высокопоставленного чиновника ФСТ, железнодорожный тариф пока не подсчитан, но предварительная цифра есть – $60 за 1 т на весь маршрут. Представитель РЖД цифру не комментирует, но о том, что расходы нефтяников за доставку нефти до Козьмино могут превысить $100, «Ведомостям» ранее говорили источники, близкие к «Транснефти» и Росэнерго.

По подсчетам Борисова, с учетом железной дороги расходы на поставку нефти по ВСТО превышают затраты на поставку сибирской нефти в западном направлении примерно на $8 за баррель. Если железнодорожный тариф не будет снижен, нефтяникам будет выгодно поставлять нефть только до Сковородино, отмечает он.

Представители «Сургутнефтегаза», ТНК-ВР и «Роснефти» комментировать тарифы по ВСТО не стали. Представитель аппарата правительства от комментариев отказался.