Цифра недели: 69,78%


Дмитрий Медведев не смог побить рекорд Владимира Путина восьмилетней давности по проценту отданных за него голосов, зато побил по явке. В 2000 г. избирать нового лидера пришли 68,7% граждан, а в 2004 г. переутверждать его отправились и того меньше – 64,3%.

Именно явку политологи называли главной интригой дня голосования: захочет ли население участвовать в обреченной на успех акции под названием «выборы президента Медведева»?

Убеждать избирателя прийти на это мероприятие – все равно что всучивать болельщику билеты на футбольный матч с заранее объявленным результатом.

Совсем недавно скорректировали правила игры и решили: матч может проходить даже при одном болельщике на трибуне. То есть даже при явке, близкой к нулю. И это было логично. Законодатель признал: выборы становятся все более предсказуемыми, охота в них участвовать может и пропасть.

Но теперь концепция изменилась. Теперь выборы должны доказывать не один, а сразу два тезиса. Первый: почти весь народ любит власть. Второй: почти весь народ верит, что у него есть выбор. Совместить первое со вторым трудно. Зазвать на такой матч можно лишь при условии, что одновременно там же покажут и кино.

По этому принципу и строилась мобилизация. Известные способы заманивания на участки довели до абсурда. Раньше на участках торговали булочками со скидкой, теперь раздавали бесплатно. Раньше агитировали только плакатами, теперь подключили громкоговорители. Были лотереи с дешевыми призами, теперь разыгрывают автомобили. Раньше учителей и врачей уговаривали выполнить гражданский долг, теперь угрожают увольнением и составляют списки прогульщиков.

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков идет дальше, предложив выявить не явившихся на участки и провести с ними воспитательные беседы.

Работа дала эффект. Такой явки на федеральных выборах в России в новом веке не было. Но, например, на Украине в 2004 г. при переголосовании второго тура президентских выборов явка составила 77,22%. Без всяких лотерей и матюгальников.

Так что если явкой хотели доказать, что институт выборов процветает, констатируем: не убедили.