Крестный ход под пиво

«В поисках горизонта» Сергея Браткова оказалась выставкой с большим вопросом, остающимся без ответа

Цели нет. Сергей Братков

фотограф. «В поисках горизонта цели нет, есть только состояние движения, метафизика застывшего пространства»

Новая работа Сергея Браткова эпическая. Его девять больших панорамных фотографий, составляющих серию «В поисках горизонта», – на главную и вечную тему в русской культуре и национальном сознании. Об общности-соборности и пересечении пространства, которое есть ощущаемая реальность и метафора жизненного пути, у которого, верится, должны быть цель и смысл, но определенно есть только начало и конец.

Для серии Братков снимал две общности – богомольцев-паломников и собравшихся на рок-фестиваль потреблять пиво. Обе представлены в заглавных фотографиях знаменосцами. От православных – бодрая старушка с хоругвью, за поклонников рока – симпатичный, хотя и нетрезвый парень с непонятно каким флагом на древке. В центре – панорама из расслабившихся на пригорке воинственного вида парней с подругами, по бокам – устланная мусором земля после концерта, где пьяные и заночевавшие лежат как трупы после побоища. Богомольцы же даны крупно – большой группой и неразличимо – длинной линией, параллельной горизонту.

Кажется, что в фотографиях сказано что-то важное, но что – непонятно. Общности очевидно сравниваются, но обе показаны отстраненно-безучастно. И вообще, общности ли это или только толпы? Куда идут и зачем – нет ответа. Есть словесный – на выставке приводятся слова Браткова, что время героев закончилось и людское движение бесцельно. Но фотографии это не подтверждают, слишком они герметичные и значительные для таких банальных ответов. Может, это и хорошее время, если герои не нужны, и лучше пить пиво, чем проливать кровь.

Сергей Братков на глазах превращается из эпатирующего фотографа-провокатора в художника очень значительного, хотя, кажется, специально не стараясь. Просто несколько лет назад его фотографии с купающимися в фонтане десантниками казались сатирой и кичем, а теперь без них не обходится ни одна выставка про прошлое и современность. И персональные выставки Браткова показывают в хороших европейских музеях и на важных международных фестивалях.

Получается, что видит он зорко, но смысл им увиденного проясняется со временем. А ответа о цели движения Русь не дала даже великому русскому писателю.