Москву волнует Кабул

Центральной темой российского председательства в Совбезе ООН станет обсуждение мандата миссии в Афганистане

Председательство в СБ ООН перешло к России 1 марта. Страна-председатель может корректировать повестку дня, регулирует порядок рассмотрения вопросов и может выступать с согласованными заявлениями от лица совета.

У нее есть месяц, чтобы использовать этот административный рычаг. Москва считает своими приоритетами темы Косова, Ближнего Востока, борьбы с международным терроризмом и Афганистана, сообщил замминистра иностранных дел Александр Яковенко в статье, размещенной вчера на сайте МИДа.

Первым шагом российского председательства стало вчерашнее принятие новых санкций против Ирана. «Обычные экономические связи с Ираном не затрагиваются», – прокомментировал российский представитель в ООН Виталий Чуркин причины, по которым Москва поддержала санкции. Они коснутся только организаций и чиновников, связанных с иранской ядерной программой.

МИД Ирана заявляет, что новая резолюция «не помешает» ядерной программе страны. На Россию Тегеран зла не держит: вчера иранцы заявили о намерении купить в течение 10 лет около 100 самолетов Ту-214 и Ту-204 на сумму $2–2,5 млрд.

Следующий приоритет – Афганистан. 6 марта ожидается выход очередного доклада генсека ООН по ситуации в этой стране. На прошлой неделе директор национальной разведки США Майкл Макконнел заявил, что афганские власти контролируют лишь 30% территории страны: большая часть под контролем старейшин племен, а 10% – талибов.

Мнение Москвы о нынешнем формате миссии ООН в Афганистане сформулировал в интервью BBC российский посол Замир Кабулов, назвав миссию «провальной». По его мнению, «афганцы сами должны определять свою судьбу», а роль НАТО должна быть снижена.

«Положение в Афганистане действительно катастрофическое, там нужно полностью менять стратегию – придется начинать переговоры со всеми сторонами конфликта», – согласен эксперт Центра Карнеги Алексей Малашенко. Будет большим успехом, если российские предложения предвосхитят уже начавшиеся изменения в американской позиции и Москве удастся предложить новые принципы проведения миссии в Афганистане, под которыми будет готов подписаться и Вашингтон. Тогда Россия займет в Афганистане ту ключевую нишу, которую она упустила в Ираке, резюмирует эксперт.