Oт редакции: Протектор лжи


Практика проверок соискателей должности на детекторе лжи есть на Западе, есть и в России. В случае с госслужбой она не особо афишируется – как раз потому, что законодательство не очень разработано. Частные компании также пользуются этим устройством.

Предложения узаконить использование полиграфа при приеме на работу чиновников появляются регулярно. По данным «Российской газеты», сейчас такой законопроект разрабатывают МВД и ФСБ. Аналогичные попытки предпринимались в Госдуме прошлого созыва, в Мосгордуме. В 2003 г., незадолго до ликвидации Налоговой полиции, применение детекторов вводилось приказом главы службы Михаила Фрадкова. В 2004 г. полиграфы предлагал применять к федеральным чиновникам депутат Дмитрий Рогозин, в 2005 г. соответствующий кадровый эксперимент проводил судебный департамент при Верховном суде.

Аргументация в общем проста: борьба с коррупцией. Однако есть сомнения в эффективности методики.

Законодательное утверждение использования полиграфов в госуправлении сразу же создаст новый рынок. Как он будет работать, можно представить, например, по ситуации с введением ЕГАИС. В том случае законодательно была определена необходимость массовой закупки технических средств и программных решений, производила которые одна фирма, аффилированная с ФСБ. К сожалению, имели место технические и управленческие проблемы, алкогольная отрасль понесла убытки, переход на новую систему затянулся, а ее конфигурация претерпела неоднократные изменения.

Допустим, технических проблем не будет, среди производителей случится конкуренция, а закупки полиграфов будут проводиться на аукционах. Допустим, удастся подготовить достаточное количество операторов. Но надо учитывать, что назначение на высокие посты в России – политический процесс. При необходимости итоги детекции будут проигнорированы или фальсифицированы, и из инструмента против коррупции детектор лжи может превратиться в инструмент коррупции. Прибор сам по себе не может быть решением сложной политической проблемы, какой является в России коррупция.