Смена противника

ФНС обновила команду юристов. Антон Устинов, «обвинитель» в самых громких налоговых процессах последних лет, оставил пост. С ним ушла часть команды

Судьба Устинова, возглавлявшего структуру шесть лет, пока неизвестна. Следующим местом его работы станет «Роснефть», уверяют три источника, близких к ФНС, и корпоративный юрист. Некоторые из них думают, что Устинов возглавит создаваемый специально под него налоговый департамент, а затем – объединенный налогово-юридический.

В начале февраля в ФНС произошла масштабная реорганизация. 22 управления службы были консолидированы в семь, правовое – подчинено напрямую руководителю ФНС Михаилу Мокрецову. Круг полномочий Устинова сократился, после этого он до сих пор в «политическом» отпуске, рассказали «Ведомостям» несколько источников, близких к налоговым органам. Возглавила управление Наталья Елина, которая до этого руководила управлением налогового аудита и отделом рассмотрения налоговых споров, сообщил чиновник ФНС.

За штат выведены все ключевые участники дела ЮКОСа, говорит сотрудник налоговых органов: численность сотрудников резко сократилась, сворачиваются многие громкие дела.

По словам источников, близких к ФНС, двое подчиненных Устинова уже перешли на работу в «Роснефть», а некоторые – на больничных и в отпусках. Представитель «Роснефти» Николай Манвелов говорит, что у него нет информации о возможном приходе в компанию Устинова. Не слышали об этом и несколько менеджеров «Роснефти». Высокопоставленный чиновник уверяет, что Устинов не оставит госслужбу: его ждет повышение в ФНС или в другом ведомстве.

Устинову еще не исполнилось 24 лет, когда он в феврале 2001 г. возглавил юрдепартамент МНС. Ломались незаконные схемы, бизнес осознал, что налоговые претензии могут разрушить бизнес, говорит налоговик. Самый громкий процесс – дело ЮКОСа. Устинов был менеджером процесса, вспоминает Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», защищавшей ЮКОС. Были новые выводы, затем закрепленные в практике, говорит он: например, что к балансу компании может быть приплюсована прибыль ее партнеров, если налоговики решат, что предприятия были участниками одной незаконной схемы. Главный вывод процесса верный, отмечает партнер Deloitte Сергей Воропаев, – приоритет содержания сделки над ее формой.

На судей оказывается сильное давление, говорит юрист крупного холдинга, но и профессиональный уровень юристов ФНС вырос. Устинов был сильным противником, когда за его спиной был ресурс в виде ФНС, говорит Воропаев: интересно будет сойтись с ним в равных условиях.