Медленная прогулка

Сборник Аркадия Ипполитова составлен из напечатанных в газетах и журналах статей, но читается как прозаическая поэма

Когда читаешь эту книгу, становится хорошо. Особенно при чтении части «Вчера», где собраны эссе об искусстве, Петербурге и жизни, написанные предложениями, занимающими полстраницы.

Для их прочтения нужно сделать глубокий вдох, от которого мозг снабжается нужным для работы количеством кислорода, что позволяет легко держать заданную интеллектуальную дистанцию. И это редкость: теперь пишут так коротко, что вдоха не требуется, мозгу становится душно и неохота думать.

Справедливо заметить, что писатели и писательницы, прекрасно владеющие родной нам речью, сегодня существуют и Ипполитов не единственный, а один из немногих.

Но, правда, только он, может быть, один сегодня так хорошо по-русски пишет об искусстве. Непосредственно его переживая, живя с ним, гуляя по родному городу или Венеции, вспоминая из виденного и прочитанного, что пережито.

Тут следовало бы восхититься эрудицией автора, но неловко. Конечно, Ипполитов может написать «де Местр сразу приходит на ум», но часто обращается к Пушкину, Достоевскому, Шишкину, Брюллову, поминает глянцевые журналы, телевизор.

И при этом не высказывает об известном ничего такого, что вы раньше читали. Не щеголяет парадоксами – мысль его идет себе, развивается и естественно формулирует нечто неожиданное.

Вторую часть сборника «Сегодня» читать не всегда комфортно. Собранное в ней автор назвал «фельетонами» и открылся мизантропом, не поклонником прошлого и нынешнего веков, ненавистником порожденного ими искусства. Но мизантроп невыносим в живом общении – в книжном привлекателен.

Часть «Никогда» – рассказы, точнее, фантазии – самое неожиданное, страстное и странное, что есть в книге, которая тут оборачивается не беллетристикой искусствоведа, хранителя итальянской гравюры Эрмитажа, а нервной откровенной прозой.