Серое золото

Несмотря на рост производства и импорта цемента, цены на него в этом году могут вырасти в два раза

По рентабельности производство цемента может соперничать с добычей нефти и газа. Себестоимость, по словам вице-президента AG Capital Владимира Гузя, – 1000–1500 руб. за 1 т, а средняя цена по итогам последних торгов на Московской фондовой бирже – 4200 руб. Летом (пик спроса) цемент продавался по 5500 руб. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), дефицит достигал 10–20% от производства.

Если в 2008 г. в стране будет запущен хотя бы один крупный инфраструктурный проект, например Сочи, дефицит может дойти до 10 млн т, а цена – до 10 000–12 000 руб. за 1 т, говорит гендиректор «Базэлцемента» Дмитрий Савенков. Снизить цену и победить дефицит можно двумя способами – увеличив производство или импорт.

Производство вырастет, но не сразу

Наибольший дефицит цемента наблюдается в Центральном и Северо-Западном федеральных округах из-за отсутствия свободных мощностей (их загрузка приближается к 100%), говорит Владимир Гузь. С ним соглашается коммерческий директор «РАТМ цемент холдинга» Александр Зубков. Сегодня возможности увеличивать производство летом у заводов практически исчерпаны, продолжает Гузь: максимальный объем производства был в августе 2007 г. – 6,1 млн т цемента в месяц.

«Чтобы построить заявленные президентом 80 млн кв. м в год, подготовиться к Олимпиаде и реализовать инфраструктурные проекты, нужно серьезно увеличивать мощности – как минимум на треть», – комментирует председатель совета директоров ОАО «Сухоложскцемент» Максим Сотников.

Российские цементные заводы показывают ударные темпы роста. По данным Росстата, в 2007 г. цемента выпущено на 9% больше, чем в 2006 г., – 59,9 млн т. «Добавленная мощность появилась за счет модернизации. «Спасскцемент», например, за счет введения в строй пятой печи увеличил производство на 1 млн т, «Базэл» запустил Ачинский цемзавод (470 000 т) и проч. Правда, в 2006 г. прирост был больше – 6,2 млн т (около 13%)», – комментирует аналитик Unicredit Aton Елена Мязина.

Unicredit Aton подсчитал все заявленные к строительству заводы – если реализовать эти проекты, совокупная мощность превысит 140 млн т. Но не все они будут реализованы. И в любом случае ввод новых мощностей требует времени. «В 2008 г. будут самые высокие цены, в 2009 г. они окажутся немного ниже, так как должны заработать новые заводы», – уверен Савенков. Он говорит, что компания пересматривает цены ежемесячно и не заключает долгосрочные контракты даже по ценам выше рыночных. Сотников тоже считает, что дефицит будет сохраняться, а цены – расти.

Импорт поможет, но не сильно

Недостаток цемента мог бы восполнить импорт. Сейчас он невелик: в 2007 г., по оценкам Unicredit Aton, в страну ввезли не более 1,5–2 млн т. В декабре прошлого года отменены импортные пошлины (около 5%) на цемент и снижены с 15% до 7,5% на ряд стройматериалов. Чиновники уверены, что это поможет.

Эксперты говорят, что дело не в пошлинах. «В Советском Союзе не было стратегии закупки цемента за рубежом, и наша инфраструктура не рассчитана на его транспортировку. Основная проблема – нехватка специализированных железнодорожных вагонов для перевозки цемента и отсутствие оборудования в портах по выгрузке цемента с корабля в железнодорожные вагоны», – говорит Зубков.

По идее цемент выгодно везти из Египта, Турции, Греции. Недавно компания «Базэлцемент» подписала двухлетний контракт на поставку в Россию 2 млн т с турецким Turkish Cimentas. Зубков называет цифры: в Турции цемент стоит $95–105 за 1 т, доставка морем в Краснодарский край – еще около $16–21 за 1 т (без учета стоимости выгрузки). То есть цена ниже российской.

Но объем ограничен тем, что цемент в Новороссийск привозят в бигбэгах (мешках по 1,5–2 т), а их нельзя укладывать более чем в четыре ряда – рвутся. Цемент лучше возить навалом и большими судами – от 60 000 т, объясняет Савенков. Но в России нет портов, кроме Владивостокского, способных принимать такие суда, огорчается он. А Сотников добавляет, что ни один российский порт не в состоянии перевалить навальный цемент. Он говорит, что Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП) будет сложно переваливать более 2,5 млн т цемента в год. Впрочем, директор по связям с инвесторами НМТП Александр Рыбин с этим не согласен: на 2008 г. подписано контрактов на поставку цемента более чем на 3 млн т, утверждает он.

Еще один возможный крупный поставщик – Китай. Например, цемент в Екатеринбурге стоит 5300 руб., а китайцы предлагают за 4800 руб. (с НДС), говорит Сотников. Но Савенков отмечает, что доставка китайского цемента в европейскую часть России будет стоить не менее $100. Кроме того, ввозить большие объемы из Китая невозможно, так как там всего два пограничных перехода, где можно перегружать цемент, указывает Сотников.

В любом случае импорт проблему не решит. В Россию можно ввозить «при сильном напряжении» около 5 млн т цемента в год, считает Сотников. А ожидаемый рост жилищного строительства к 2010 г. может привести к дефициту около 20–30 млн т, говорится в обзоре цементного рынка AG Capital.