Вектор


Но иностранцы, похоже, не готовы сдавать позиции и с наступлением весны. «Мы намерены продать газ тому, кто заплатит нам больше денег», – повторил вчера глава Exxon Рекс Тиллерсон. Переговоры с Россией и другими заинтересованными сторонами продолжаются и, каким бы ни был окончательный выбор, он не повлияет на положение компании в стране, заверил он. Эта смелость может отчасти объясняться тем, что после скандалов с Ковыктинским месторождением и «Сахалином-2» давить на участников проекта с помощью различных проверяющих органов «Газпром», возможно, уже не будет. Но есть и более важный козырь: среди участников «Сахалина-1» – «Роснефть» (ей принадлежит 20% в проекте). А это серьезный аргумент даже для «Газпрома».

Оправданная смелость

«Газпром» давно мечтает, чтобы участники «Сахалина-1» (запасы – 485 млрд куб. м) продавали ему газ с проекта – для газификации Дальнего Востока. Но эти планы монополии не разделяет оператор «Сахалина-1» – американская ExxonMobil, добивающаяся разрешения на экспорт газа. Формально препятствовать этому «Газпром» не может: участники СРП имеют право продавать газ за рубеж сами. Но свое недовольство монополия демонстрирует открыто: в декабре зампред правления «Газпрома» Александр Ананенков жестко высказался по поводу того, что участие иностранцев в освоении российских недр привело к «откровенному ущемлению государственных интересов России <...> и попытке превратить потребителей газа на востоке России в бедных родственников, мимо которых пытаются пустить газ, который принадлежит им по праву». А уже в январе он же объявил, что коммерческое соглашение с Exxon может быть подписано в апреле-мае.

Не потерять главное

Конкуренты Сбербанка не одну неделю ждут, когда он объявит о повышении ставок по кредитам, прежде всего ипотечным. О неизбежном повышении ставок говорил и президент банка Герман Греф вскоре после избрания на этот пост в ноябре прошлого года. Как и с разговорами о грядущей деноминации, информация о будто бы рассылаемых по отделениям новых тарифах не единожды сходила с уст банкиров в приватных беседах. Не скрывали факт обсуждения этого вопроса и в головном офисе «Сбера». Но во вторник Греф встретился с Владимиром Путиным. И тому не понравилось, что привлекаемые от населения вклады банк стремится размещать в виде кредитов компаниям, а не гражданам. Конечно, наращивать портфель за счет корпоративного кредитования проще. «Почему так? Лень работать?» – спросил Путин Грефа. А тот продемонстрировал, что от граждан Сбербанк отворачиваться не намерен. И в ближайшее время не собирается менять ставки по ипотечным кредитам, заявил вчера Греф и подчеркнул, что ставки в «Сбере» и так одни из самых низких. А прибыль у банка растет: за январь – февраль она превысила 20 млрд руб., сказал вчера Греф. Хотя два дня назад Путину он сообщил более скромную цифру, 19 млрд руб., которая на треть превысила результат аналогичного периода предыдущего года.