Передача власти: Правила двоецарствия


Выборы закончились – передача власти продолжается. А в чем-то только начинается. Все последние месяцы, затаив дыхание и сгорая от нетерпения из-за абсолютно предсказуемой и потому ужасно долгой избирательной кампании, правящий класс ждал именно этого момента – когда наконец наступит то самое «после 2 марта» и туман вокруг новой политической конструкции рассеется.

Оба лидера заинтересованы в том же. Или правила игры и само понимание того, в какую игру играем, будут торжественно вывешены на воротах Кремля и Белого дома самими участниками властного тандема, или же политический класс будет пытаться выяснять их сам. С помощью аппаратных проверок на вшивость, подковерных тестов на прочность и прочих лакмусовых бумажек в форме законодательных инициатив, проектов указов и черновиков правительственных распоряжений. Последний сценарий стал бы клонить стрелку барометра политической атмосферы в сторону бури.

Поэтому вполне естественно, что уже в первую неделю после окончания выборов и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев значительную часть своей публичной активности уделили разъяснениям правил двоецарствия. Понятно, что до окончательной и полной кодификации новых норм еще далеко, но наиболее существенные принципы уже просматриваются.

Как действующий, так и вновь избранный глава государства не устают подчеркивать: у них доверительные товарищеские отношения и полное взаимопонимание. Однако не прошло и трех суток с момента закрытия избирательных участков, как на свет появился указ «О статусе вновь избранного и не вступившего в должность президента РФ». Тем самым политическому классу в целом было разъяснено первое и главное правило – правило институционализации двоецарствия. В соответствии с ним бюрократия и элита в целом не являются участниками «доверительных отношений» двух лидеров и обязаны руководствоваться в своих действиях не неформальными принципами взаимопонимания, а нормативными разъяснениями и инструкциями. Все последующие перераспределения полномочий между будущим президентом и новым премьер-министром будут обязательно формализованы и зафиксированы в документах.

Второе правило двоецарствия непосредственно вытекает из первого и, скорее всего, станет очевидным, как только новая система распределения полномочий начнет оформляться. Чтобы избежать аппаратных игр, в максимально возможной степени и по максимально возможному кругу полномочий президента и премьер-министра будет применяться принцип «двух ключей» и их совместного осуществления.

Это означает, что отныне не только в буквальном смысле будут действовать существующие нормы Конституции и законодательства в отношении правительства (например, что именно премьер-министр вносит на рассмотрение президента структуру и состав кабинета), но и сверх того в двойное подчинение могут быть переведены и иные институты вертикали власти. Например, федеральные округа и полпреды – учитывая желание Владимира Путина придать развитию округов больше экономического содержания. Или же губернаторы, кандидатуры которых, возможно, в будущем будет вносить президенту именно премьер-министр.

Последнее может оказаться крайне актуальным, если окажется справедливым третье правило двоецарствия. Различные политико-экономические группы интересов не должны выяснять между собой отношения в ущерб «стабильности конфигурации». Значит, вести межгрупповую конкуренцию следует только в специально отведенных местах. Такими выделенными площадками для балансировки интересов в ближайшее время могут стать, например, процесс ротации региональных элит и переход к выборности Совета Федерации.

Четвертое правило двоецарствия, в свою очередь, касается принципов разделения ответственности. Именно этот вопрос окажется самым важным, если программа действий новых президента и премьера в ближайшие годы действительно будет предполагать достаточно большое количество сложных реформ и не всегда популярных решений, а внешняя экономическая конъюнктура будет лишь усиливать опасности кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

Традиционная логика, в соответствии с которой правительство и премьер являются первыми кандидатами в мальчики для битья, для новой конфигурации власти не подходит. Поэтому в рамках работы исполнительной власти ответственность должна быть делегирована и внутри самого федерального правительства, и по вертикали. В последнем случае нагрузку ответственности опять же получат губернаторы, а инструментами ее делегирования будут принятая в прошлом году система отчетности регионов по критериям эффективности власти и еще только ожидаемый национальный план борьбы с коррупцией. Что же касается внутренней жизни федерального правительства, то здесь должен быть сформирован коллективный технический председатель правительства из пула вице-премьеров. Политический премьер Путин будет стратегически руководить работой своих заместителей, а они – отвечать перед ним за повседневную работу правительства в целом.

Наконец, еще одно и уже действующее правило двоецарствия касается публичного взаимодействия двух лидеров и норм разъяснения политики. За последние недели Владимир Путин уже почти полностью оформил соответствующую новую традицию, которая состоит в анонсировании и комментировании предстоящих действий Дмитрия Медведева. После вступления вновь избранного президента в должность он также получит более широкие права заранее сказать, например, о том, что за речь вот-вот произнесет новый премьер или же кому и насколько не будет легко с главой правительства. Правило взаимного анонсирования и комментирования действий станет не только постоянным свидетельством товарищеского партнерства, но и эффективным инструментом политического управления. Любой представитель правящего класса будет из первых уст узнавать, как следует понимать те или иные действия и решения.

Все ли из перечисленных возможных принципов дуумвирата будут действовать или появятся еще другие, мы пока не знаем. Но ясно, что уже очень скоро все они будут так или иначе объявлены. Ведь наиглавнейшее правило успешности двоецарствия – это чтобы никто не мог сказать, что, мол, что-то не так понял.