Ориентиры: Гаражные страдания

Металлические тенты для автомобилей – в просторечии ракушки и пеналы, равно как и гаражи советской постройки, нередко чрезмерно функциональны и подчинены лишь одной идее: уберечь автомобиль от атмосферного воздействия и охотников до чужого добра, не обладающих серьезным техническим оснащением для вскрытия замков и прорезания тонкого слоя гофрированного металла. Спору нет, подавляющее большинство этих конструкций, мягко говоря, не украшает городской пейзаж.

К слову, люди не всегда заботились об укреплении нехитрых укрытий: помню, как во дворе нашего дома во время урагана летом 2001 г. ветер с грохотом носил ракушки по двору. Еще одна проблема для жителей и городских властей – тысячи автовладельцев устанавливали металлические укрытия на детских площадках, теплотрассах и подъездах к дому. Противоречие букве закона и параграфу инструкции устранялось известным российским способом. Между тем легально поставить тент или гараж непросто.

По оценкам экспертов, доля легальных тентов составляет всего 25–30%. Остальные обладатели не смогли получить разрешение в префектурах. По сведениям общественной организации автолюбителей «Столица», чтобы согласовать установку тента, необходимо пройти восемь инстанций, в том числе «Мосэнерго», «Мосгортепло», «Мосгоргеотрест» (последний – дважды). Если ждать документов одного только горгеотреста больше 45 дней, надо заплатить от 20 000 до 24 000 руб. Плюс от 12 000–45 000 руб. – за само укрытие. Поэтому многие владельцы металлических тентов вынуждены самовольствовать или «договариваться» с сотрудниками управ, которые в случае неприятностей умывают руки. А городские власти решили демонтировать все незаконные ракушки.

На 2,6 млн частных машин в Москве приходится менее 1 млн официальных машино-мест. В ракушки и старые гаражи прячут не только 400-е «Москвичи» и видавшие виды «Жигули», но и вполне респектабельные иномарки.

Может быть, проблему решает программа мэрии «Народный гараж»? Но даже с учетом ее выполнения в Москве за последние три года появилось всего 318 000 машино-мест – по 106 000 за год, это меньше, чем ежегодный прирост столичного автопарка. И даже самый «народный» гараж стоит сейчас не дешевле $7000–8000.

Но борьба идет не только с ракушками и пеналами. Власти Петербурга намерены очистить землю для строительства Западного скоростного диаметра, для чего снесут 15 000 боксов и укрытий для машин. Как показывают истории гаражно-строительных кооперативов (ГСК) в Москве (например, ГСК «Филин» в Филях) и других городах, на лакомой территории под бульдозер рискуют попасть и капитальные бетонные и металлические боксы.

Чиновники расторгают договоры аренды земли, отказываются перерегистрировать ГСК. Логика проста: старый гараж на московской окраине стоит $5000–6000, а бокс на многоэтажной парковке – $20 000, и отдавать его местному автовладельцу по себестоимости жалко. Найти справедливость в суде трудно: из 500 исков, поданных в 2007 г. в Петербурге владельцами гаражей, выиграно 150. В Москве положение не лучше.

Причина – путаница в терминах. Нынешнее российское и столичное законодательство и подзаконные акты нечетко определяют гараж как недвижимость. Термины размыты: «гараж-стоянка», «гаражные боксы», «плоскостные гаражи». Пользуясь этим, чиновники часто признают гаражи «временными сооружениями». А владельцев временных построек не обязательно извещать за год о будущем сносе и платить справедливую компенсацию.

Ситуация изменится, если Мосгордума одобрит предложенную депутатом-«яблочником» Сергеем Митрохиным «гаражную амнистию». Законопроект «О защите прав граждан при сносе одноэтажных гаражей» предлагает признать недвижимостью все гаражи и ракушки, владельцы которых законно получили право на установку вне зависимости от давности документа. Кроме того, документ позволит пайщикам старых ГСК самим выбирать инвестора для переделки нынешних гаражей при условии выделения боксов в новых паркингах. А власти обязывает вовремя оповещать собственников гаражей о будущем сносе.

Наконец, законопроект требует предоставлять социально незащищенным собственникам сносимого гаража безвозмездно в собственность машино-место в гараже не дальше 500 м, а для инвалидов – не более 200 м от места жительства либо от местонахождения сносимого гаража. Еще одна предусмотренная в проекте гарантия владельцам ракушек, пеналов и старых гаражей – обязанность властей предоставлять владельцам сносимых гаражей машино-места в новых паркингах по их себестоимости.

Вопрос в позиции господствующей фракции в Мосгордуме, которая в значительной степени зависит от позиции городской исполнительной власти.