Вектор


Проторенным путем

Владелец «Северстали» Алексей Мордашов, похоже, всерьез увлекся инвестициями в машиностроение. В прошлом году он в борьбе с Олегом Дерипаской отстоял право покупки «Силовых машин». А в пятницу издание Il Mondo сообщило, что бизнесмен заинтересован в покупке у итальянской Finmeccanica 60–70% акций компании Sofinter, подразделения по производству турбин и оборудования для них. На этот счет с Finmeccanica подписано письмо о намерениях. Также, по версии газеты, вскоре Мордашов может сделать Finmeccanica предложение о покупке 30–40% акций другого подразделения, выпускающего энергетическое оборудование, – Ansaldo Energia. Представители Мордашова и Finmeccanica это не комментируют.

Со стороны Мордашова интерес к этим активам логичен, а их покупателем могли бы выступить все те же «Силовые машины». Правда, оба актива могут обойтись в круглую сумму. Ведь выручка Sofinter в 2006 г. составила 600 млн евро, а Ansaldo Energia – 477 млн евро за первое полугодие 2007 г. У «Силовых машин» не очень хорошо с деньгами – компания давно показывает чистый убыток. Но Мордашов вполне мог бы прокредитовать компанию на сделку или выкупить итальянские активы на себя, а позже перепродать их «Силовым машинам», как это он не раз делал с «Северсталью». Чтобы не портить баланс металлургической группы, он в свое время выкупил около 40% акций итальянской Lucchini, обремененной миллиардным долгом. На балансе «Северстали» эти бумаги появились лишь в прошлом году. Также Мордашов на свои деньги реализовывал проект Severcorr, который сейчас переходит к «Северстали». «Силовым машинам» такая схема сделки совсем не повредит: покупка Sofinter и Ansaldo Energia означала бы страновую диверсификацию и доступ к новым технологиям.

Неподвластные котировки

Совет директоров одной из семи межрегиональных компаний (МРК) «Связьинвеста» – «Северо-Западного телекома» (СЗТ) – утвердил концепцию повышения ее капитализации на 2008–2012 гг. Компания считает, что при благоприятных внешних и внутренних факторах к концу 2012 г. она должна подорожать в 2,5 раза до $3,35 млрд. Это случится, если российская экономика и фондовый рынок будут стабильно расти, а оператор, в частности, увеличит долю зарубежных инвестиций в акционерном капитале, будет эффективно управлять долгом и т. п. Впрочем, на котировки компаний «Связьинвеста» уже давно влияют не столько финансовые результаты, сколько внешние факторы, прежде всего деятельность госчиновников. Тот же СЗТ подешевел в РТС на 3,7% 6 февраля, после того как глава Мининформсвязи Леонид Рейман объявил о возможной отмене платы за звонки с фиксированных телефонов на мобильные (индекс РТС снизился лишь на 1%).

А в прошлый четверг при падающих индексах РТС и ММВБ акции большинства МРК, наоборот, резко прибавили в цене. Аналитики связали это с очередным заявлением Реймана, на сей раз – о надежде на приватизацию «Связьинвеста». Правда, не все телекомы так чутки к заявлениям власти: когда в феврале тот же Рейман ошибся, назвав крупнейшим по числу абонентов сотовым оператором России «Вымпелком», цена ADR на акции МТС (реального лидера по этому показателю) почти не изменилась. Все-таки МТС принадлежит частным акционерам, а ее финансовые показатели быстро растут («Ренессанс капитал» прогнозирует 29%-ное увеличение выручки в IV квартале 2007 г.). СЗТ же контролируется государственным «Связьинвестом», а его выручка увеличилась в 2007 г. лишь на 15%, причем половину прироста принесла продажа Алишеру Усманову 15% «Телекоминвеста».

Даю намеком

В интервью интернет-ресурсу Debtwire (подразделение Financial Times Group), которое приводит «Интерфакс», первый заместитель председателя Центробанка Константин Корищенко заявил, что, пока банки продают и покупают облигации в соответствии с российским законодательством, ЦБ не возражает против идеи обмена выпусками при размещении. «До тех пор пока соблюдаются юридические процедуры использования репо с ЦБ, у нас нет причин интересоваться, как именно банки размещают свои бонды», – сказал Корищенко. Правда, по его словам, ему неизвестны случаи, чтобы банки обменивались выпусками при размещении, а потом закладывали их в ЦБ, но он понимает, что таким образом банки могут поддерживать свою ликвидность. Кстати, банковским аналитикам и подчиненным Корищенко (как следует из письма представителей сводного экономического департамента ЦБ журналу Cbonds Review) такие выпуски известны. Новость не в том, что ЦБ, оказывается, не возражает против подобного рода обменов, – никто и не сомневался, что без отмашки Центробанка крупнейшие российские банки не рискнули бы запустить схемы с обменом бумагами. Новость в том, что ЦБ официально высказался на этот счет. А значит, широкое внедрение схемы фактически беззалогового фондирования надежных банков по ставке репо (сейчас это примерно 6,25%) уже не за горами.