Вокзал за $1 млрд

Рядом с площадью Трех вокзалов в Москве появится четвертый вокзал. РЖД и «Трансгрупп» проект обойдется более чем в $1 млрд. С вокзала пассажиры смогут попасть в три крупнейших аэропорта столицы: «Домодедово», «Шереметьево» и «Внуково»
Д. Гришкин

В минувшую пятницу правление «Российских железных дорог» в целом одобрило генеральную схему развития московского железнодорожного узла, рассказали «Ведомостям» два источника в монополии. Идея проекта состоит в том, чтобы на базе станции Каланчевская в районе площади Трех вокзалов построить новый транспортный узел, соединив его со всеми тремя аэропортами Москвы. Схема должна быть доработана в течение двух недель, отмечают собеседники «Ведомостей». Представитель РЖД сообщил, что реализовывать проект будет «Аэроэкспресс», по 50% акций которого принадлежит монополии и «Трансгрупп АС». От дальнейших комментариев он отказался.

Представитель «Аэроэкспресса» говорит, что через два-три года на Каланчевской должен быть построен вокзальный комплекс. Оттуда пассажиры смогут отправиться на экспрессе в любой из трех аэропортов Москвы, а позже – в Санкт-Петербург по высокоскоростной ветке. Компания планирует приступить к проектированию через два-три месяца. Площадь застройки вокзального комплекса составит от 200 000 до 300 000 кв. м, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Аэроэкспресса» Владимир Петров. На этой территории должны быть построены пересадочный центр, аэровокзальный комплекс и вокзал для высокоскоростных магистралей. Также комплекс будет включать гостиницу, бизнес-центр, паркинг и торговые площади. Предварительная стоимость проекта составит более $1 млрд. Вся железнодорожная инфраструктура будет строиться на деньги РЖД, а для возведения вокзала и других объектов недвижимости «Аэроэкспресс» привлечет банки, рассказал Петров. Только застройка 300 000 кв. м сейчас стоит до $1 млрд, говорит старший вице-президент российского офиса Knight Frank Андрей Закревский.

Комплекс можно разместить на месте нынешних складов, принадлежащих железным дорогам, говорит источник в РЖД. Со столичными властями согласовывать проект не требуется. В 2002 г. правительство Москвы подписало постановление об организации железнодорожных перевозок до аэропортов с Каланчевской станции.

Существенных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру на начальном этапе не потребуется. Необходимо лишь построить ветку до «Шереметьево». «Аэроэкспресс» предлагает построить ответвление до аэропорта от Октябрьской дороги в районе торгового центра «Мега» на Ленинградском шоссе, говорит представитель компании. В аэропорты «Домодедово» и «Внуково» с Каланчевской можно проехать через малое кольцо Московской железной дороги, добавляют представители аэропортов. Этот вариант прописан в схеме, подтвердил источник в РЖД. Впрочем, он утверждает, что это не единственная возможность. Как еще могут быть связаны все три аэропорта, он рассказывать не стал.

Представителям аэропортов идея РЖД нравится. Начальник центра общественных связей «Шереметьево» Анна Захаренкова говорит, что Каланчевская очень удобное место. На площадь Трех вокзалов прибывают пассажиры с трех направлений – ленинградского, казанского и ярославского. Она напомнила, что с лета начнет действовать другой проект «Аэроэкспресса» – прямое железнодорожное сообщение свяжет «Шереметьево» с Белорусским и Савеловским вокзалами. Представители «Внуково» и «Ист лайн» (управляет «Домодедово») говорят, что руководство их компаний уже обсуждало концепцию железнодорожного сообщения с «Аэроэкспрессом».

Наладить железнодорожное сообщение между московскими аэропортами нужно было лет 30 назад, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. В большинстве европейских городов такие аэроэкспрессы давно работают. Следующим шагом могло бы стать строительство железной дороги, соединяющей аэропорты между собой, но это дорогостоящий проект, отмечает эксперт. Например, в Лондоне между аэропортами есть только автобусное сообщение. Рыбак считает, что вокзал на Каланчевке увеличит пассажиропоток московских аэропортов и это будет очень кстати, ведь объемы авиаперевозок, в том числе и транзитных, растут.