Лицензия за $600 000


Сегментация цен на такси по престижности автомобиля и его возрасту – российское изобретение. В Европе и США расценки для проезда на всех лицензированных такси единые

Соединенные Штаты

По словам Альфреда Лагасси, гендиректора американской Ассоциации участников рынка такси, лимузинов и маршрутных такси (TLPA), количество такси, тарифы, качество обслуживания и уровень безопасности в США определяют муниципальные власти. В Нью-Йорке стоимость поездки складывается из $2,5 за посадку (в часы пик с 16 до 20 часов – $3,5, ночью – $3) и первые 1/5 мили (около 320 м) поездки. Далее стоимость зависит от расстояния и скорости передвижения: каждые 1/5 мили стоят $0,4. Право брать голосующих на дороге пассажиров есть только у желтых такси, жетон-лицензия на которые стала настоящей ценной бумагой. В прошлом году две такие лицензии были выкуплены на аукционе за $1,2 млн, хотя в 2001 г. лицензии уходили всего по $195 000.

Наиболее распространенное в США такси – это Ford Crown Victoria, на эту машину приходится примерно 80% рынка, говорит Лагасси. «Во многих городах США машину можно использовать как угодно долго, если она способна пройти техосмотр, который проводится раз в год или в полгода. Некоторые города установили шести- или семилетний лимит на использование такси», – добавляет он.

Но в Нью-Йорке правила скоро поменяются: в мае 2007 г. мэр города Майкл Блумберг объявил о планах перевести к 2012 г. весь автопарк из 13 000 желтых такси на гибридные автомобили.

Франция

Во Франции нет особых требований к маркам и моделям автомобилей. В отличие от водителей: в такси не могут работать люди с криминальным прошлым и не знающие страны и города, в котором они хотят работать. Эти знания надо доказать на специальных экзаменах. Лицензия в отличие от США здесь выдается бесплатно, но ждать ее соискателям приходится очень долго, рассказывает гендиректор Les Taxis Bleus Жан-Пьер Даверио. Впрочем, лицензию можно купить на открытом рынке. По закону таксист может продать полученную бесплатно лицензию через 15 лет. Число такси в каждом городе устанавливается мэрией (за исключением Парижа, где работу такси регулирует правительство республики). Сейчас в Париже 15 600 такси. Посадка в такси в Париже стоит независимо от возраста и марки машины 2,6 евро (около 100 руб.) По словам Даверио, средняя стоимость поездки на такси по Парижу составляет около 20 евро. В качестве такси обычно используются автомобили Mercedes-Benz, Volkswagen и Peugeot. Машины заменяются на новые в среднем каждые 4–5 лет.

Великобритания

В Лондоне существуют два типа такси: черные такси (кебы) и появившиеся с 2003 г. машины по частному найму (мини-кебы). Основное различие между ними в том, что такси можно остановить на улице, а мини-кебам подбирать пассажиров на улице запрещено – их можно заказывать только через лицензированного телефонного оператора. Оба типа перевозок лицензируются – лицензии выдает и следит за соблюдением правил департамент общественного транспорта (PCO). В 2004 г. трехлетняя лицензия обходилась водителю такси в 249 фунтов стерлингов, водителю мини-кеба лицензия стоила 105 фунтов.

Нелицензированные такси представляют проблему для всех городов, но системно с нелегалами борются только в Англии. В Лондоне создано подразделение из 34 полицейских, которые отслеживают нелегальные такси. С апреля по декабрь 2007 г. арестовано 853 нелегальных таксиста.-