Такси: русский путь

Несмотря на якобы существующую среди такси конкуренцию, в Москве сложилась парадоксальная ситуация: хотя расходы на основные составляющие этого бизнеса (автомобили, бензин, зарплата водителей) ниже, чем в развитых странах, поездка на такси в Москве обойдется дороже, чем во многих других мегаполисах Европы и США
Таксомоторных компаний в Москве все больше, но машин по-прежнему не хватает/ Д. Гришкин

Отечественные таксомоторные компании даже не пытаются конкурировать с многочисленными частниками-нелегалами. Отдав «бомбилам» поездки на короткие расстояния, компании нашли для себя более прибыльную нишу – такси по заказу, придумав уникальную для мировой практики привязку стоимости поездки на такси к марке и возрасту автомобиля.

На чем и почем?

Подавляющее большинство московских такси размерами и вместимостью попадают в класс С (Ford Focus) или даже B (Hyundai Accent, Renault Logan). Между тем в Европе и США используются более вместительные, комфортабельные (и дорогие) автомобили. В Европе, по словам исполнительного директора «Командир. Такси» Натальи Новиковой, 60% автопарка массового такси составляют Mercedes-Benz Е-класса. При этом цена проезда в такси едина и не зависит от марки и возраста автомобиля (см. статью «Лицензия за $600 000» на стр. В4).

В России ситуация обратная. Разделение по ценовым сегментам придумали не таксисты, его спровоцировал спрос, убеждена Юлия Ефимова, заместитель директора по работе с клиентами «Такси 956». Если в России предлагать по одному тарифу автомобили разного класса, как в Европе, то клиенты будут просить только лучшие. Значит, будут простаивать более дешевые машины, а дорогих будет всегда не хватать, утверждает она.

По словам участников московского рынка, в экономсегменте (проезд стоит 7–10 руб./мин) в основном используют отечественные автомобили и иномарки старше трех лет, в бизнес-сегменте (10–20 руб./мин) используются те же модели, но уже до трех лет, и в представительском (дороже 20 руб./мин, чаще всего оплата почасовая) машины уровня Audi A8 и BMW 7-й серии.

Например, в XXL-taxi можно заказать по тарифу «эконом» (минимальная поездка – 300 руб. за полчаса, дальше – 10 руб./мин) старые Mazda6, Mercedes С-класса, Hyundai Accent или Citroen Berlingo. Эти же модели, но моложе трех лет предлагаются уже по тарифу «комфорт» (350 руб. – минимальная поездка, дальше – 11 руб./мин). Хотя и это деление условно: включенный кондиционер в экономиномарке переводит ее в класс комфортных, потому что придется доплатить 1 руб./мин.

По данным Московского транспортного союза (МТС), в 2007 г. количество легальных такси в Москве достигло 9000 автомобилей. В 2004 г., по оценке агентства Discovery research group, их число не превышало 3500, в 2005 г. – 5000 и 2006 г. – 6000 автомобилей.

«Только за последние полтора года в Москве появилось 15–20 новых транспортных компаний с автопарком по 100 машин у каждой», – говорит исполнительный директор МТС Юрий Свешников. Сейчас в Москве насчитывается уже более 300 компаний, предоставляющих услуги такси, подсчитали в компании «Стиль-моторс» (оператор «Такси 956»). Большая часть из них – новички.

По расчетам НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ), коммерческая норма такси составляет 2–3 автомобиля на 1000 жителей. По этой норме, которую используют в Европе, Москве необходимо до 25 000 такси. В 1985 г. в 21 столичном таксопарке насчитывалось более 20 000 автомобилей.

В МТС и Discovery research group считают, что по улицам Москвы, как и четыре года назад, курсируют до 40 000 «бомбил».

«Легальные такси ушли с улицы, проиграв криминалу и частникам, контролирующим выгодные стоянки», – объясняет этот феномен Свешников. По его словам, в тарифы официальных перевозчиков включены зарплата водителям, диспетчерам, техникам, оплата медосмотра, многоканальной телефонной связи и налоги. Частники этих затрат не несут. «Поэтому официальное такси дешевле чем за 300–400 руб. никогда не поедет», – убеждает Свешников. «Работать за 100–200 руб., как частники, я не могу. Надо учитывать, что персонализация (вызов по телефону) удорожает услуги», – согласен гендиректор «Резидент такси» Валерий Черенков, установивший один из самых дешевых тарифов в экономсегменте: 7 руб./мин.

«Волга» вышла из моды

Клиентами экономтакси являются все, кому важнее просто доехать из одной точки в другую; им не важны качество обслуживания, марка и состояние автомобиля, говорит бренд-менеджер «Городского такси» Светлана Косорукова. А переплачивать по сравнению с ценами нелегальных извозчиков эти люди готовы только за гарантию безопасности поездки и возможность заказа по телефону.

Возможно, так и было несколько лет назад, когда компании только создавали автопарки на базе ГАЗ-31105 и ГАЗ-3110, возражает гендиректор Новой транспортной компании (НТК) Дмитрий Гущин, но сейчас комфортные иномарки с кондиционером требуют все клиенты – от бюджетных до VIP. НТК, имеющая крупнейший в России автопарк такси, работает под брендами «Новое желтое такси» и «Важная персона». В 2002 г. НТК закупила 2000 «Волг», но уже с 2005 г. стала постепенно заменять их на Ford Focus. Сейчас, по словам Гущина, под маркой «Новое желтое такси» работают около 350 ГАЗ-3110 и 1150 Ford Focus, до лета Гущин обещает завершить переход на иномарки, заменив оставшиеся «Волги» на Ford Focus III. А к 100 Opel Vectra, работающим под маркой «Важная персона», НТК в 2008 г. докупит еще 100 Ford Mondeo.

От «Волг» отказались и в «Такси 2х2», заменив автопарк в 100 автомобилей на бюджетные Hyundai Accent, Citroen Berlingo, Renault Logan (минимальная поездка – 240 руб./20 мин, дальше – 8 руб./мин) и более комфортные Hyundai Sonata, Opel Vectra, Nissan Almera («минималка» – 290 руб./20 мин, далее – 9 руб./мин). Эти машины самые «долгоиграющие» и окупаются за год-полтора, объясняет выбор компании менеджер по персоналу «Такси 2х2» Евгения Малова.

Кому и Maybach такси

Клиентами такси представительского класса являются как крупные корпорации и банки, так и топ-менеджеры компаний, модные артисты и дизайнеры, рестораны, пятизвездочные отели и ночные клубы, рассказывает исполнительный директор «Командир. Такси» Наталья Новикова. Соответственно, и требования к услуге у них особые. В машинах, например, есть приспособления для подзарядки мобильных устройств, а водители носят форменную одежду. По словам Новиковой, перед запуском «Командир. Такси» компания изучила европейский опыт и выбрала в качестве основы автопарка Mercedes Е 200К, купив в прошлом году 100 автомобилей.

Цены в «Командир. Такси» далеко не массовые: первые 45 минут поездки стоят 900 руб., дальше – 20 руб./мин. Сопоставимые тарифы и у конкурентов.

Часовая поездка на Peugeot 607 «Городского такси» обойдется в 950 руб.

Но самые высокие цены в представительском сегменте, по словам заместителя гендиректора Business Car Дмитрия Бедросова, у его компании. За час поездки в Maybach и Bentley, по словам Бедросова, постоянные клиенты платят по 18 500 руб. Для остальных действует правило минимального заказа на 3 часа плюс 1 час доставки, за что надо заплатить 74 000 руб.

Спрос есть и по таким ценам, и компании строят радужные планы по расширению бизнеса. По словам Новиковой, «Командир. Такси» выиграла тендер на обслуживание ресторанов Аркадия Новикова, ночных клубов «Крыша мира» и «Рай» и планирует за два года увеличить парк Mercedes до 300 машин.

100% дохода

Бум на рынке легального такси объясняется не только постоянно растущим спросом, но и развитием лизинга и доступностью аренды автомобилей. По расчетам директора по развитию транспортной компании Perchey & Tachi Алексея Тощева, самой эффективной сейчас является схема покупки автомобилей в лизинг, создания собственной диспетчерской и сдачи машин в аренду нанятым водителям. Например, купив в лизинг на два года Renault Logan за 351 000 руб. (с учетом лизинговых платежей и страховки), можно получить 100–150% дохода, подсчитал Тощев. В Москве средняя стоимость аренды автомобиля составляет 1000–1200 руб. – столько в сутки отдает таксист компании. Он же оплачивает бензин, ремонт автомобиля, и до 20% от стоимости заказа водитель отдает диспетчерам. Renault Logan таксопарки любят еще за щадящее техобслуживание – его надо проходить через каждые 20 000 км пробега, поэтому расходы на ТО за два года не превысят 80 000 руб. То есть через два года Renault Logan не только окупает себя, но и приносит владельцу до 350 000 руб. дохода, говорит Тощев. А сам автомобиль, если он уже не годится для такси, продают с 30%-ной скидкой, получив дополнительный заработок в 190 000 руб.