Дорогие гуру

Российские топ-менеджеры все чаще обращаются за консультацией к лайф-коучам. Представители этой новой профессии призваны врачевать душевные раны и наставлять на путь истинный руководителей бизнеса. Психотерапевты новоявленным конкурентам не доверяют

Как узнать. Максим Ошурков

сертифицированный коуч Международного эриксоновского университета. «В этой профессии есть два критерия, по которым хорошего специалиста можно отличить от плохого. Коуч должен задавать эффективные вопросы, которые способствуют успешному продвижению клиента к поставленной цели. И он никогда не дает советов, он заставляет клиента самостоятельно прийти к нужным выводам»

Два года назад Елена Сергеева, вице-президент банка «Уралсиб», впервые попала на занятие к такому личному наставнику. «Я выбрала курс, описание которого мне понравилось», – вспоминает она. На работе Сергеева общается с топ-менеджерами и акционерами крупных компаний: «Это харизматики, которые строят беседу с максимальной выгодой для себя. Их трудно переубедить». Наставник учил Сергееву чувствовать собеседника, направлять беседу в нужное русло. Уже после третьего занятия она почувствовала результат. Клиенты стали сговорчивее. Дальше – больше. «Нам удалось привлечь крупных клиентов, которые колебались, идти к нам или к конкурентам», – рассказывает она. Успех пришел после того, как Сергеева по совету наставника подружилась лично с каждым клиентом. «Я им часто звонила, встречалась, интересовалась, чем они живут, и в конце концов завоевала их симпатии», – улыбается она. Вести переговоры стало легко. Вскоре из клиентов Сергеевой они превратились в клиентов банка.

Кто такие

«Людям сегодня выгодно быть успешными», – говорит Юлия Лисицына, наставник и президент Международной ассоциации коучинга и бизнес-технологий. «Стабильность породила желание найти себя в новой действительности, понять, кто ты и на что способен», – добавляет Екатерина Михайлова, коуч центра подготовки персонала «Класс Леонида Кроля».

Где спрос, там и предложение. Семь лет назад в России появились люди новой профессии – личные наставники, а в последние три года их популярность особенно возросла, констатирует Лисицына. Коучей часто путают с психотерапевтами, но это разные профессии, говорит Максим Ошурков, сертифицированный коуч Международного эриксоновского университета: «Психотерапия имеет дело с прошлым человека, коучи занимаются его настоящим и будущим».

Это смесь психотерапии, тренерства и менеджмента, противоречит Ошуркову Инна Беркович, личный наставник и директор департамента подбора специалистов в области маркетинга кадровой компании Human Capital. Третье определение выдвигает Лисицына: «Лайф-коуч – это мотиватор. Он убирает шоры с ваших глаз, дает новое видение ситуации и вдохновляет на изменения».

Что о них говорят

Психологи и психотерапевты сдержанно отзываются о личных наставниках. По мнению Галины Сартан, кандидата психологических наук и директора тренингового центра «Катарсис», это новое название старого явления: «Желание выговориться и посмотреть на проблему с другой стороны – извечное желание человека. Люди исповедовались в церкви, потом стали посещать психотерапевтов, теперь нанимают лайф-коучей».

Это не что иное, как модное название для технологий прикладной психотерапии, объясняет Яна Дубейковская, член правления Всероссийской ассоциации прикладного психоанализа: «В психотерапии есть краткосрочные методики, которые позволяют быстро решить проблему». Лайф-коучинг можно назвать околопсихологическим сопровождением, когда нужно решить конкретную проблему – например, получить новую должность или справиться со стрессом, считает Маргарита Жамкочьян, независимый психолог-психотерапевт: «Это система технологий, которыми может овладеть любой бизнес-консультант или тренер. Но этому надо учиться». Сегодня многие нуждаются в психологических услугах, продолжает она, но к психотерапевту идти бояться, так как считают себя здоровыми людьми. Поэтому и обращаются к лайф-коучу: «Но нет механизмов контроля качества. Некоторые просто ловят клиентов на идею успешности».

Чего они стоят

Сами наставники говорят, что хорошего специалиста от непрофессионала можно отличить по стоимости услуг. Диапазон – от $100 до $1500 за час, констатирует Беркович из Human Capital. «Я беру за прием 500 евро. Если же лайф-коуч просит $100, я задумаюсь о его квалификации», – поясняет Лисицына.

За деньги личные наставники, как они сами утверждают, творят чудеса. «Один мой клиент, довольно известный человек, должен был много общаться с людьми, но не мог преодолеть страх перед публикой», – вспоминает Беркович. Она выяснила, каким он хочет видеть себя на людях, проработала с ним разные роли и состояния его души. После нескольких занятий клиент обрел уверенность и стал получать удовольствие от общения. «А моя клиентка, топ-менеджер транснациональной компании, пришла ко мне, так как пресытилась престижной работой, но боялась ее бросить», – рассказывает Лисицына. После занятий она оставила работу, начала писать книги и ведет курсы по психологии.

Коучинг получил распространение потому, что для многих высокопоставленных или известных людей он стал альтернативой тренингам, подчеркивает Михайлова: «Эти люди не придут на общий тренинг, они лучше проработают те же темы в условиях полной конфиденциальности». По ее словам, хороших коучей буквально передают из рук в руки, официальной рекламы им не делают.

Любой коуч начинает с отработки прикладных навыков, например умения вести переговоры. Но по ходу часто вскрываются глубинные неполадки, приходится разбирать весь комплекс психологических проблем клиента, добавляет Жамкочьян. «Можно вскрыть глубокий внутриличностный конфликт или травму, и пациенту станет хуже. Если коуч недостаточно компетентен, он будет не в состоянии травму залечить», – предупреждает она. Поэтому вопрос о вреде и пользе – на совести наставника.