Виртуозы не спешат

Вокальный вечер Анник Массис превратился в сражение, клавирабенд Марка-Андре Амлена – в размышление о бренности

Француженка Анник Массис, слегка неловкая и закомплексованная, что не мешает ей блистать колоратурами на лучших оперных сценах, никак не ожидала, что расшибет голову в московской гостинице прямо накануне концерта. Публике об этом сказали, публика забыла о себе и стала сопереживать артистке. В первом отделении жертвами пали Бизе, Массне и Гуно – певица едва дотягивала арию до конца, а вполне здоровый оркестр (Musica viva + приглашенные музыканты) начинал спотыкаться уже с самого начала.

Но антракт, доктор и мобилизация профессионализма сделали свое дело: Беллини, Россини и дирижер Оттавио Марино починили оркестр, а Анник Массис не без труда, но точно и эффектно пропела гаммы, фиоритуры и скачки, предписанные Адине («Сомнамбула») и Семирамиде («Семирамида»). Она отважилась даже на бисы и вконец распелась на Вальсе Джульетты (из «Ромео» Гуно) и фрагменте из знаменитой арии Лючии (из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти). От радости, что все удалось, певица грубовато сняла последний верхний ми-бемоль. Но вообще огрехов было мало, впрочем и сверхвысоких нот тоже. Зато сейчас, в зените карьеры, у Анник Массис прелестно и густо звучит голос в среднем регистре.

Совсем не виртуозностью поразил Москву и патентованный виртуоз Марк-Андре Амлен (или Амелин). Канадец выглядел чуть постаревшим и грустным, хотя к концу потеплел, почувствовав горячий прием. От него ждали эквилибристики, а он привез программу обычную, но разнообразную стилистически.

Для Гайдна, Шопена и Дебюсси пианист придумал разный звук, разную педаль – все ради того, чтобы внимательнее прослушать тонкости, спрятанные внутри ткани. Си-минорная соната Гайдна предстала выставкой фраз, трелей, стаккато, а си-минорная соната Шопена – напротив, единым стихотворением без швов, лишенным, впрочем, патетики и крупного штриха. Вторая тетрадь прелюдий Дебюсси – сопоставлением полутонов и арабесок. На бис Амлен все же сыграл две салонные вещицы, собственную обработку Колыбельной Чайковского для левой руки и парижский шансон в обработке Алексиса Вайсенберга. Мало кто, как он, умеет играть эстраду без привкуса кафешантана.