Знатоки выигрывают

Если соискатель на должность хоть что-то знает о компании, куда хочет прийти работать, шансы его в глазах работодателя существенно повышаются, считают HR-менеджеры. Компании готовы сами за это платить

В этом году внимание Нины Литвиновой, директора по управлению человеческими ресурсами «Арпиком», привлекла необычная заявка на замещение вакансии менеджера зала в новом ресторане «Мамина паста» на Новинском бульваре. В анкете 23-летней студентки ГУУ Юлии Фроловой была высказана масса комплиментов в адрес бренда компании, продемонстрированы интерес и знание итальянской кухни. Информированность соискателя подкупила HR-менеджера – после собеседования Фролову приняли на испытательный срок.

Подобный тактический ход не удивляет Елену Губанову, руководителя отдела «Финансы и банки» компании 3R Recruitment: «Пару лет назад мы подбирали системного администратора с окладом порядка $1000 в филиал крупного зарубежного банка. Из множества кандидатов HR-менеджер выбрал молодого человека, который досконально знал историю логотипа и герба банка».

Впереди американцы

На днях компания Robert Half International предоставила «Ведомостям» новое исследование, которое показывает, что соискатели вакансий стали больше интересоваться информацией о бренде компании, чем 11 лет назад. Опросив руководителей 1000 крупнейших американских компаний, исследователи выяснили: если в 1997 г. знание компании демонстрировали 59% соискателей, то в прошлом году – 79% (см. таблицу). «Изучение компании перед собеседованием дает преимущество соискателям, – констатирует автор опроса Макс Мессер. – Кандидаты теперь демонстрируют знания не только при очном знакомстве с работодателями, но и в резюме». В 1997 г. подобным образом поступали 37%, теперь – 44% соискателей.

Говорить не стоит

«В России подобной статистики нет, но проблема малой информированности кандидата о деятельности компании существует, – констатирует рекрутер Андрей Константинов из Kelly Services. – В большей степени это относится к кандидатам на линейные позиции. Они, как правило, стремятся получить максимум информации о предполагаемых обязанностях, уровне компенсации, дополнительных льготах. А вопрос о деятельности компании – на втором плане».

«Когда кто-то приходит и начинает путать UC Rusal и «Алросу», это неприятно, – комментирует Виктория Петрова, директор по персоналу UC Rusal. – Важно демонстрировать умеренный разумный интерес к компании. Обязательно задавайте на собеседовании вопросы об устройстве компании, как оценивается труд, есть ли ключевые показатели эффективности. Сообщите, что вам рассказывали о компании что-то хорошее. Умеренная похвала интервьюеру приятна».

Чтобы произвести наилучшее впечатление, рекомендуется знать, чем компания занимается, быть информированным о продукции (если речь о производстве), о том, кто конкуренты, а кто партнеры, есть ли филиальные сети, советует Бэла Дзасохова, руководитель департамента FMCG, Retail & Logistics компании Cornerstone. «А вот панибратски отзываться о владельцах или топ-менеджерах не советую – у нас такие случаи бывали, производит крайне отрицательное впечатление», – добавляет Петрова.

Но лучше знать

Знание компании поможет соискателю избежать реальных рисков, уверен юрист Владимир Красуцкий, консультант компании NS Consulting. По его мнению, хорошо, когда соискатель знает возраст компании: что, например, этот возраст – лет пять, поскольку много компаний, не перешагнув трехлетнего рубежа, закрывается.

Надо узнать, в какой форме и как часто выплачивается зарплата. Серая или черная зарплата – серьезный сигнал о возможности нарушить договоренность. Если слишком высока текучесть кадров (выше 20%), у соискателя должны появиться опасения на предмет либо финансовой нечистоплотности работодателя, либо некачественных условий труда, продолжает Красуцкий. Если работодатель засветился в прессе как объект рейдерских атак, то не исключено, что человек придет на работу в компанию, а там в скором времени поменяются и топ-менеджмент, и профиль бизнеса.

Рады стараться

Компании готовы тратить немалые деньги, чтобы снабдить потенциальных работников информацией о себе. «Реклама HR-бренда – западная традиция, которая только приживается на российском рынке», – говорит Ирина Зеленкова, замгендиректора компании «Финэкспертиза». По ее словам, в подобной рекламе заинтересованы IT-бизнес, консалтинговые, финансовые и страховые компании, где доля рекламы HR-бренда достигает 50% от общих ассигнований на рекламу и маркетинг. Торговые сети иногда тратят больше, но в случае разовых акций. А производственники, по ее мнению, в этом направлении вообще не предпринимают ощутимых усилий.

«Квалифицированные кандидаты все чаще ориентируются на HR-бренд компании, – соглашается Алла Еремеева, менеджер по рекрутменту компании «Анкор». – В условиях «войны за таланты», если профессионал работает не на вас, значит, он работает на конкурента». Способы информирования о себе могут быть разные, говорит эксперт «Анкора» Иван Мячин: «Помимо рекламы на ТВ и радио, участия компаний в конкурсах «Лучший работодатель» и в ярмарках вакансий проводятся дни открытых дверей и опросы для выявления репутации бренда у разных аудиторий. То есть политика укрепления положительного имиджа компании очень востребована».