Компания недели: Терпение, сэр


Из всех последних событий, так или иначе связанных с ТНК-BP, с очевидностью следует, что атака идет на британцев; даром что ли люди из «Альфа-групп» и «Реновы» старательно от всех историй дистанцируются, комментируют их без пафоса и дают понять, что у них-то все в порядке.

Да и сами атаки какие-то недоделанные, не то что налоговые, например, претензии или угроза серым китам. Ну в самом деле, кто может всерьез принять братьев Заславских за промышленных шпионов? Чего такого в полуиностранной ТНК-BP может быть секретного, что способно заинтересовать иностранные разведки, или, точнее говоря, чего они не смогут получить без всяких братьев Заславских?

Разрешения на работу, которые были неправильно оформлены, – тоже какая-то маргинальная тема, да коснулась она исключительно BP; британской же компании касается и старое-престарое дело про компанию «Сиданко».

Приходится предположить, что мы имеем тут дело с какой-то российской «переговорной позицией». Кто с российской стороны может занимать эту позицию, очевидно: «Газпром», торгующийся за Ковыктинское месторождение; «ястребы», мстящие всему британскому за дело отравленного Литвиненко и особенно ярящиеся в преддверии смены президента, которая неизвестно как обернется; еще, должно быть, сама «Альфа-групп», обеспокоенная неблагонадежным партнером и желающая на манер Романа Абрамовича времен «Юкоссибнефти» выскочить из опасного проекта с максимальной выгодой.

Вопрос, однако, в том, почему никакой «переговорной позиции», в свою очередь, не демонстрируют британцы, а показывают только готовность мучиться столько, сколько российской стороне будет угодно их мучить. Надеются ли они как-то перестоять условно смутное время, считая, что это всего лишь проверка на крепость? Или, напротив, уверены, что ситуация уже совершенно безнадежная и дергаться незачем? В конце концов, нефть добывается и продается, принося высокую прибыль акционерам, а российские запасы учтены и занимают далеко не последнее место в общем своде запасов огромной международной компании.

Интересно, есть ли хоть малейший шанс, что после вступления в должность Дмитрия Медведева в качестве «переговорной позиции» будет употребляться что-нибудь отдаленно похожее на бизнес?.