Покупки Кинга

Банк Англии готов покупать и принимать в залог у банков неликвидные активы. Одновременно председатель британского ЦБ Мервин Кинг намекает на возможное снижение учетной ставки

Кризис, не прекращающийся уже более семи месяцев, заставил британский нацбанк пойти на крайние меры. Банк Англии обеспокоен «скоплением на балансах банков активов, для которых рынок сейчас закрыт», заявил его председатель Мервин Кинг. «Эти активы сейчас нельзя продать или использовать в качестве залога, – отметил он, – из-за этого возникает неопределенность в отношении устойчивости финансового положения банка».

Поэтому в краткосрочной перспективе Банк Англии начнет выдавать займы под залог кредитов с обеспечением, в том числе ипотечных, или выкупать их. Риск от кредитных операций, по словам Кинга, должны нести акционеры банков. Это значит, что Банк Англии будет покупать такие активы дешевле номинала или же примет меры, чтобы банки сами страховали риски налогоплательщиков.

Подробности, касающиеся долгосрочных планов Банка Англии, Кинг раскрывать не стал. Но радикальные меры еще понадобятся, поскольку «было бы нереалистично полагать, что рынки инструментов с обеспечением откроются уже в скором времени, причем с прежнем уровнем активности», утверждает Кинг. Неделю назад крупнейший британский ипотечный банк и владелец Halifax building society – HBOS – подешевел примерно на 20% на слухах, что он обратился за экстренной ссудой к Банку Англии. Нацбанк слухи опроверг, и теперь Британское агентство финансовых услуг (FSA) ведет расследование о происхождении этих слухов.

Сейчас ставка Банка Англии составляет 5,25%, тогда как у ЕЦБ – 4%, у ФРС – 2,25%. С декабря Кинг снижал ставку дважды, а вчера он утвердительно ответил на вопрос о возможности ее нового снижения. «Не думаю, что между Банком Англии и ЕЦБ сейчас большая разница», – отмечает он. Рынок расценил эти слова как указание на возможность снижения ставки в апреле. «Мы ожидаем, что Банк Англии снизит ставку еще на 0,25 процентного пункта до 5% в апреле, а не в мае», – цитирует Reuters экономиста Global Insight Ховарда Арчера.