Дело в банке

Фильм «Ограбление на Бейкер-стрит», вышедший в Америке как The Bank Job, выглядел джокером в российской прокатной колоде. Джокер сыграл

Душа к этому фильму лежала изначально. Роджер Дональдсон никогда не относился к режиссерам первых рядов – зато не позволял себе халтуры. Саффрон Берроуз – вообще из моих любимых актрис. Джейсон Стэтем столь тщательно выбирает роли, что на боевики с его участием можно идти, не ожидая подвоха. После (пока что частичного) исчезновения со сцены старейшин боевиков (от Коннери и Иствуда до более молодых Шварценеггера и Гибсона – рыпаются пока лишь Сталлоне, Уиллис да в меру Аль Пачино и Харрисон Форд) возникло лишь два новых боевых суперстара: Дэниел Крейг да Стэтем. Второго не зовут в супердорогие проекты, зато фильмы с его участием – типично английские штучки. Таковая и «Ограбление на Бейкер-стрит»: и место действия, и съемочная группа фильма (кроме Дональдсона – он австралиец), и атмосфера – все фирменно британское.

Тем более что сюжетная основа – документальная: в 1971 г. злоумышленники, прорыв подземный ход, взломали личные ячейки банка Lloyd на знаковой для всего мира Бейкер-стрит, совершив одно из самых знаменитых ограблений века. И почему-то не были пойманы. Фильм, используя недавно открытые архивные материалы, разъясняет, почему именно.

Поначалу он развивается как типичный фильм про ограбления и шулерства, что есть особый киножанр – вспомните «Как украсть миллион», «Аферу», «Аферу Томаса Крауна», «Западню», а также количественно нарастающих «Друзей Оушена». Это единственный киножанр, который (при всем западном уважении к частной собственности) сочувствует удачливым ворам. Они ведь не старушек на улице обворовывают, а грабят награбленное.

Героям «Ограбления» тоже сочувствуешь, желая, чтобы они взяли, что хотели, и чтобы их потом не взяли. Но скоро понимаешь, что фильм не укладывается в рамки жанра «про ограбления», являющегося приятным-легким-развлекательным. По сути это политический триллер.

Лет двадцать назад режиссер Дональдсон снял один из лучших своих фильмов «Выхода нет» с малоизвестным тогда Костнером, который изображал честного симпатичного офицера Пентагона, вынужденного скрываться внутри знаменитого здания, поскольку его несправедливо обвинили в шпионаже в пользу СССР (самое смешное, что в финале выяснялось: он таки и есть русский шпион. Но при этом он выигрывал, а зритель ему сочувствовал). «Ограбление на Бейкер-стрит» – вариант «выхода нет» для целой группы банковских воров, не подозревающих, что их отчаянную воровскую акцию подстроили спецслужбы, которым было важно, чтобы они, взяв из ячеек деньги и драгоценности, заодно похитили компромат на члена королевской семьи, к которому легально не подобраться. И они обречены на уничтожение. В итоге вроде бы удачливые воры оказываются объектом охоты со стороны полиции, коррумпированной полиции, МИ-5, жаждущих не засветиться влиятельных особ, порномафии, а также наркомафии, притворяющейся борцом за негритянское равенство.

При этом воры явно нравственнее и во многом наивнее всех вышеупомянутых.

Мораль сей басни такова: это фильм про мир, в котором никто не чурается ничем и все идут по трупам. Докажите мне, что с 1970-х мир стал другим. Особенно у нас.