Верим до посинения

Премию в области современного визуального искусства «Инновация» вручили в третий раз. И впервые решение жюри не вызвало вопросов

Время и конкуренция пошли «Инновации» на пользу. Получив за два года ударную порцию устных и письменных упреков и вступив в соперничество с коммерческой премией «Кандинский», организаторы государственной (на бюджетные деньги) «Инновации» провели нынешний конкурс максимально корректно. Жюри, на этот раз международное, вынесло понятные решения во всех номинациях, а если кто-то остался ими недоволен, то только по вкусовым пристрастиям.

Например, в главной номинации «За лучшее произведение визуального искусства» победила московская группа «Синий суп» (Алексей Добров, Даниил Лебедев, Александр Лобанов, Валерий Патконен) с видеоинсталляцией «Озеро», и это огорчило интеллектуалов, поклонников инсталляции Андрея Монастырского «Мурманск (История тьмы)». Но магическое действие «Мурманск» производил на выставке «Верю», вживую его члены жюри не видели, а монументальное, метафоричное и всем понятное «Озеро» демонстрировалось на выставке номинантов «Инновации», потому, возможно, и выиграло. А что обе работы заслуживали награды, так с этим никто и не спорит.

Бесспорной кажется и победа выставки «Верю» над другими кураторскими проектами. Размах у нее был такой большой и идеологически серьезный, что обойти ее вдохновителя и организатора Олега Кулика не было никакой возможности. Но это не мешает пожалеть, что подвижничество Антонио Джеузы, собравшего историю российского видеоарта, и исследовательская пытливость Виталия Пацюкова, поженившего изображение и звук в выставке «То, что мы слышим, то, что смотрит на нас. Визуальная акустика», оценены только номинированием.

Что касается раздела «Новая генерация», то можно сокрушаться, что премия обошла талантливого Илью Трушевского, хотя и победившая Ирина Корина – умница. При вручении приза Андрею Ковалеву за лучший искусствоведческо-критический труд зал аплодировал, а если бы наградили, например, Владимира Левашева за умные «Лекции по истории фотографии», никто бы не свистнул.

В каждой номинации было по нескольку претендентов, безусловно достойных наград, а это значит, что «Инновация» становится наконец действительно серьезной премией. А то, что церемония награждения прошла с накладками, так это ерунда.