Можно смеяться

Анекдоты в компаниях рассказывают все, но не все над ними смеются. Некоторых шутки коллег выводят из себя. Чего же больше в офисном юморе – пользы или вреда?

Как-то в одной из западных компаний утомленного процедурой оценки персонала (этот этап собеседования занимает не менее семи часов) кандидата попросили рассказать анекдот, вспоминает Юлия Грекова, специалист по подбору персонала Avanta Personnel. Кандидат устало ответил, что в голову ему приходят только пошлые анекдоты и пусть девушки выйдут из комнаты. «Конечно, никто никуда не пошел, но обстановку это очень разрядило, а кандидата взяли на работу», – улыбается Грекова.

Поняли не все

Дмитрий Левтеев, директор по работе с клиентами компании IQ marketing, до сих пор вспоминает свою первую презентацию, которую он проводил для крупной табачной компании: «Я так волновался, что боялся любых встречных вопросов, но как только перешел ко второму варианту промоакции, бренд-менеджер компании сказала: «Мне очень понравился первый вариант, однако не могли бы вы сделать так, чтобы в нем было поменьше секса и побольше дружбы?» В горле у меня что-то перемкнуло от ужаса, и я серьезно спросил: «Ну почему все девушки всегда просят об одном и том же?» После этой невольной шутки напряжение как рукой сняло и провокационных вопросов мне больше не задавали, смеется Левтеев.

«У нас есть классический ход – один круиз-эксперт звонит другому круиз-эксперту и заказывает безумно дорогой тур на безумное количество людей, – рассказывает Валентин Елисеев, генеральный директор компании «Нептун». – Человек начинает суетиться, что-то делать. Такие проделки особенно хороши с теми, кто начинает терять интерес к работе».

«В нашей компании многие сотрудники выросли из программистов, людей по большей части интровертных, и в их шутках много субъективного и саркастического», – делится наблюдениями Дмитрий Дахновский, гендиректор центра знаний в сфере IT «Текама». По его мнению, их реплики мало кому поднимают настроение.

«Как-то 1 апреля некоторые мои коллеги, открыв компьютеры, вместо окошка «логин и пароль» увидели надпись «ваша учетная запись удалена» – надо признаться, шутку поняли не все», – раскаивается теперь системный администратор рекламного агентства.

Шутки шутками

«20 лет назад я еще шутил, – вздыхает Борис Щербаков, гендиректор компании «Oracle СНГ». – Сейчас – вряд ли: многие веселые фразы воспринимают всерьез, так что эффект может быть обратный».

Компания Profi Online Research по просьбе «Ведомостей» опросила 348 руководителей среднего и высшего звена: больше половины (53%) посчитали, что офисный юмор мешает работе, 39% респондентов ответили, что шутки, напротив, делают работу более приятной, еще 8% сказали, что смех служит хорошей профилактикой стресса и переработок. На вопрос, какую бы шутку вы сыграли с коллегами, если бы хватило смелости, некоторые из опрошенных высказали такие предложения: «отправил бы файл с программой, которая имитирует полный обвал системы и потерю данных», «позвонил бы в бухгалтерию как будто из налоговой инспекции», «повесил бы объявление на двери, что офис сегодня закрыт».

Как повезет

«Сотрудники одной крупной консалтинговой компании решили разыграть заносчивого коллегу, позвонив ему якобы от имени недовольного клиента, – приводит пример Мария Макарушкина, директор по консалтингу компании «Экопси консалтинг». – Человека чуть было не заставили написать заявление об увольнении, и, хотя шутка в скором времени открылась, его доверие к коллективу настолько упало, что через какое-то время сотрудник сам покинул компанию».

«Одна история помогла мне и моей коллеге неплохо сэкономить на бюджете, – вспоминает Николай Кучин, директор по маркетингу компании «Балт-аудит-эксперт». – Мы вели переговоры с потенциальным подрядчиком о реконструкции сайта группы. Менеджеры этой компании на переговорах были остроумны и слегка циничны. «Представь себе, – заметила моя коллега-директор, – нам придется не только финансировать содержательную часть проекта, но и кормить всю эту ораву шутников». Проект в результате отдали другой компании, а затраты, как оказалось, сократились втрое, добавляет Кучин.

«Как-то мы разыграли одного из поставщиков, чтобы не платить пени за просроченный товарный кредит, – рассказывает руководитель отдела закупок сети салонов мобильной связи. – В шутку заявили, что компания все равно меняет юрлицо, так что обо всех наших долговых обязательствах, возможно, придется забыть. Поставщик потерял дар речи, потом его еще долго пришлось успокаивать и убеждать, что мы все проплатим, но, очнувшись, он простил нам пени – мол, уже хорошо, если долг выплатите».

Ближе к делу

Владимир Лищук, директор южного филиала ТД «Перекресток» компании X5 Retail Group, вспоминает, как взял на стажировку в отдел «Овощи – фрукты» двух студентов МЭСИ – уроженцев Гвинеи: «Они жонглировали фруктами и так умело зазывали людей, что продажи в их смену увеличивались в два-три раза. Помню, около них остановились двое покупателей – типично «авторитетные» бизнесмены – и один, засмотревшись, сказал: «Смотри, Вова, как надо продавать – напрямую, без посредников, и это правильно».

«Я за то, чтобы люди общались свободным языком и шутили даже на совещаниях», – призывает совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин. А вот Глеб Архангельский, гендиректор компании «Организация времени», шутки старается не переоценивать: «Когда рассказываешь на тренинге анекдот, люди запоминают его как пример, иллюстрирующий какую-то важную мысль. А вот когда сотрудники часами сидят на развлекательных порталах и рассылают коллегам все что ни попадя – дело другое».