«Мы трезво оценивали свои возможности», - Тоисиро Судзуки, главный управляющий директор Suzuki Motor
Suzuki Motor выждала, пока в России начнут строить автомобильные заводы конкуренты из США и Японии, и зашла на рынок, когда они, по сути, создали для нее все условия1999
замдиректора завода Kosai
2000
директор завода Iwata
2003
член совета директоров Suzuki
2008
главный управляющий директор Suzuki Motor
$3 000 000 000
вкладывает Suzuki Motor в строительство автозавода в Шушарах
Suzuki Motor Corporation
Производство авто- и мототехники. Выручка – $23 млрд (за апрель – декабрь 2007 г.). Чистая прибыль – $603 млн. Капитализация – $13,24 млрд. Акционеры: в свободном обращении – 16,24%, Suzuki Motor Corporation – 16,9%, Millea Holdings – 3,86%, Mitsubishi UFJ Financial Group – 3,28%, General Motors – 3% (данные Reuters). За финансовый год, закончившийся в марте 2007 г., компания продала 2,22 млн автомобилей и 3,06 млн мотоциклов.
В будущем году компания Suzuki Motor отметит свое 100-летие. Но, несмотря на столь почтенный возраст и то, что Suzuki еще в 20-е гг. прошлого века стала публичной компанией, во главе ее по-прежнему стоят члены семьи основателя Митио Судзуки. Нынешний президент Suzuki Motor Осаму Судзуки – муж внучки основателя, а их сын Тоисиро Судзуки занимает пост главного управляющего директора. В интервью «Ведомостям» он рассказывает о том, как будет развиваться Suzuki Motor в мире и в России.
– Suzuki Motor была первым иностранным производителем, пришедшим в Индию, одной из первых, кто начал бизнес в Китае и Восточной Европе, и стала одной из последних, кто решился построить свой завод в России. Почему вы так задержались?
– Здесь дело не в приоритетах, а в ресурсах компании. Мы трезво оценивали свои возможности, в том числе и финансовые, и понимали, что о полноценной экспансии в США речи быть не может. Поэтому мы сначала сделали ставку на Индию и Китай. Затем пришел черед Восточной Европы. Теперь – России.
– Почему Suzuki решила строить завод именно в Петербурге, а не в другом регионе?
– Автомобили, как известно, делаются из комплектующих. А в Петербурге уже есть или скоро будут автозаводы Ford, Toyota, Nissan, General Motors, и это позволяет нам надеяться, что в регионе появятся и современные производства качественных автокомпонентов, а их доставка будет организована удобно и в срок.
– А вы не опасаетесь конкуренции за рабочую силу со стороны других автозаводов?
– Сложности с этим будут, и мы отдаем себе в этом отчет. Но будем решать проблемы по мере их возникновения: с запуском производства на других автозаводах ситуация на рынке труда станет яснее.
– Другая проблема в том, что петербургский порт, через который сейчас идет львиная часть импортных комплектующих для петербургских автозаводов, уже работает на пределе. А ведь заводы, за исключением Ford, еще и не приступили к полномасштабному производству. Как вы собираетесь выходить из положения?
– Мы изучаем этот вопрос, и пока я не могу дать на него ответа. Мы рассчитываем, что бÓльшая часть комплектующих для наших автомобилей будет все-таки доставляться по суше.
– Suzuki Motor строит российский завод совместно с трейдинговой компанией Itochu. Почему была выбрана такая форма и кто из партнеров за что отвечает?
– Наши доли с Itochu распределяются 50 на 50. Исторически сложилось так, что нашу продукцию в России представляет Itochu, так что логично было идти и в производство, используя опыт и знание российского рынка нашего партнера. К тому же Itochu будет частично обеспечивать нам логистику, и, естественно, продажи будут идти через эту компанию. У нас уже есть пример успешного производственного партнерства с Itochu – я имею в виду наш завод в Венгрии. В России, очевидно, сотрудничество будет организовано по той же схеме.
– Правда ли, что мощность российского завода может быть увеличена с 30 000 до 60 000 машин в год? И какие модели Suzuki будет собирать в России?
– Первоначальная мощность завода – 30 000 машин, потом планируется увеличить ее до 50 000. Завод будет выпускать SX4 и Grand Vitara.
– Каков ваш прогноз – когда Россия станет крупнейшим рынком для Suzuki в Европе?
– (Смеется.) Это была бы мечта! Пока Россия на шестом месте в Европе. Мы ожидаем, что в этом году в России будет продано 32 000 машин, как только цифра достигнет 50 000, Россия станет для Suzuki номер один в Европе. Надеюсь, что это случится в 2009–2010 гг.
– В прошлом году Suzuki Motor впервые в своей истории продала больше машин в Индии, чем в Японии. Каковы положительные и отрицательные последствия этого факта?
– Мы начали наш бизнес в Японии 25 лет назад и вот добились такого знаменательного результата. Честно говоря, я не вижу никаких отрицательных последствий этого. Но хочу отметить, что конкурентная среда в Индии стремительно меняется: в страну один за другим приходят крупнейшие мировые автопроизводители, и это не позволяет нам почивать на лаврах.
– Но если Suzuki Motor продолжит расти столь же быстрыми темпами в Индии, не боитесь ли вы, что со временем имидж компании изменится и Suzuki станет восприниматься в мире как индийский автопроизводитель с японскими корнями?
– Мы планируем выпускать в Индии все «стратегические» модели Suzuki – Swift, SX4, Grand Vitara, и разницы в качестве с теми машинами, что выпускаются в Японии, у них не будет. То есть мы не считаем, что факт индийской сборки может негативно повлиять на имидж марки. Более того, мы концентрируемся на разработке и внедрении новых технологий, позволяющих, в частности, снизить выбросы СО, и эти технологии будут разрабатываться как раз в Индии.
– Suzuki Motor объявила о новых инвестициях в Индию в размере 400 млрд иен: в создание центра разработки новых продуктов и в увеличение производства до 1 млн автомобилей к 2010 г. Машины, которые Suzuki будет разрабатывать и выпускать в Индии, предназначаются только для местного рынка или пойдут и на экспорт тоже?
– Инвестиции будут направлены на разработку новых моделей и на создание производства дизельных двигателей. В основном автомобили, выпускаемые Maruti Suzuki, будут продаваться в Индии, но мы рассчитываем, что серийный автомобиль на базе концепта A-Star, премьера которого состоялась в Женеве, будет продаваться и в Европе.
– Говоря «Европа», вы имеете в виду и Россию тоже или только Западную Европу?
– По нашему мнению, в России востребованы более крупные автомобили, машины с полным приводом, поэтому пока мы A-Star в Россию выводить не планируем.
– Maruti Suzuki бесплатно забирает у женщин – владелиц автомобилей Suzuki их машины на плановое сервисное обслуживание и затем также бесплатно возвращает их к домам хозяек. Великолепное предложение, которое в развитых странах не могут себе позволить даже производители люксовых марок! Но сейчас у вас 8000 женщин-клиентов в Индии. А что вы будете делать, когда число владелиц достигнет, скажем, 80 000?
– Количество хозяек автомобилей Suzuki в Индии не изменится резко за один день.
Мы будем действовать шаг за шагом – исходя из обстоятельств. Пока мы не собираемся упразднять или как-то видоизменять эту услугу, так как видим, что она востребована.
– Многие автопроизводители объявили о создании низкобюджетных автомобилей. Renault Logan стоимостью около 10 000 евро считается «низкобюджетным», и в то же время компания объявила о планах выпускать в Индии машину за $3000. Tata Nano стоимостью около $2500 тоже «низкобюджетный» автомобиль. На ваш взгляд, какими характеристиками должен обладать низкобюджетный автомобиль для европейских стран и собирается ли Suzuki разрабатывать такой автомобиль?
– Сложно сказать по конкретным опциям – должна ли, например, быть АБС. Но одно можно сказать наверняка: эта машина должна удовлетворять всем нормам ЕС по уровню выброса СО, т. е. двигатель должен быть самым современным. Сейчас мы ведем некоторые исследования в отношении низкобюджетных автомобилей, но следует признать, что мы отстаем от Renault и Tata в разработке подобного рода машин. Так что мы будем учиться на их примере – если у них получится, то, возможно, и мы выпустим подобный супердешевый автомобиль. Но пока таких планов у нас нет.
– До сих пор Suzuki Motor фокусировалась на производстве небольших автомобилей. Но концепт-кар Kizashi свидетельствует, что Suzuki готова и к выпуску машин более высоких классов. Вы действительно собираетесь выйти в сегмент D?
– Да, у нас есть планы по расширению модельного ряда, в том числе и в сегменте D. Мы понимаем, что это будет непросто, так как в этом классе уже есть сильные игроки. Но мы готовы к конкуренции.
– Существует мнение, что компаниям средних размеров, таким как Suzuki, необходим партнер, чтобы выжить. Но оказавшаяся в кризисе GM уменьшила свою долю в Suzuki с 20% до 3%. Вы продолжаете сотрудничество с GM? И как вы видите себе в будущем Suzuki Motor – как независимую компанию, как партнера альянса или как часть большого холдинга?
– Несмотря на уменьшение доли GM, наше сотрудничество никогда не прекращалось, мы продолжаем совместно разрабатывать гибридные двигатели. Сейчас Suzuki Motor – независимый автопроизводитель и планирует им оставаться в будущем. Что не мешает нам вступать в альянсы и искать другие пути сотрудничества: например, на заводе в Венгрии Suzuki собирает машины для Opel и Fiat.
– Насколько важен бизнес по производству мотоциклов для Suzuki Motor?
– У нас есть три основных категории продуктов: автомобили, мотоциклы и лодочные моторы. Самый важный, естественно, автомобили. На мотоциклы приходится 19% выручки, на моторы – 2%.
– Вы видите какие-то перспективы для расширения мотоциклетного бизнеса в России?
– К сожалению, в России есть фактор сезонности. Но мы все равно будем продвигать все три категории наших товаров.
– Как вам живется в Японии с фамилией Судзуки?
– (Смеется.) Честно говоря, абсолютно спокойно. Дело в том, что Судзуки в Японии – вторая по популярности фамилия. Поэтому, когда я в Японии просто представляюсь и не даю при этом визитную карточку, никто обычно и не думает, что я имею какое-то отношение к Suzuki Motor. – Женева.
История Suzuki
Бизнес Suzuki Motor начался с производства мотовелосипедов и мотоциклов. Компания не забывает о своих корнях: Suzuki Motor – третий по величине производитель мотоциклов в Японии после Honda и Yamaha. Сегодня мотоциклы дают 19% выручки компании. На автомобили приходится около 80% продаж, но полноценную конкуренцию Toyota, Nissan и той же Honda на авторынке Suzuki составить не смогла и застолбила для себя нишу малолитражных автомобилей. Первый зарубежный завод – в Таиланде – Suzuki Motor открыла еще в 1967 г. В 1982 г. компания пришла в Индию. Говорят, что эта идея появилась, когда один из помощников Осаму Судзуки принес ему газетную статью о том, что индийское правительство ищет партнера для развития автопрома. Сегодня СП Suzuki Motor с индийской компанией Maruti Udyog занимает 50% местного рынка. 1991 г. Suzuki Motor начал производство в Венгрии, двумя годами позже – в Китае. Завод в Венгрии компания строила совместно с крупной торговой компанией из Японии ITOCHU, которая представляет продукцию Suzuki во многих странах, в том числе в России и ряде других государств СНГ. Эти же партнеры будут строить и завод Suzuki Motor в Санкт-Петербурге: в него будет вложено 3 млрд руб., производство должно начаться к концу 2009 г. Ну а идею потягаться с «большой японской тройкой» – Toyota, Nissan и Honda – Suzuki, похоже, тоже не оставляет. Пусть не на всем пространстве авторынка, так хотя бы в отдельных его секторах. В конце марта на автосалоне в Нью-Йорке Suzuki Motor показала третью версию своего эффектного концепт-кара Kizashi. Автомобиль точно пойдет в серию и должен стать конкурентом Honda Accord или даже Toyota Camry.