Тоисиро Судзуки: «Мы трезво оценивали свои возможности», - Тоисиро Судзуки, главный управляющий директор Suzuki Motor

Suzuki Motor выждала, пока в России начнут строить автомобильные заводы конкуренты из США и Японии, и зашла на рынок, когда они, по сути, создали для нее все условия
Reuters

1999

замдиректора завода Kosai

2000

директор завода Iwata

2003

член совета директоров Suzuki

2008

главный управляющий директор Suzuki Motor

$3 000 000 000

вкладывает Suzuki Motor в строительство автозавода в Шушарах

Suzuki Motor Corporation

Производство авто- и мототехники. Выручка – $23 млрд (за апрель – декабрь 2007 г.). Чистая прибыль – $603 млн. Капитализация – $13,24 млрд. Акционеры: в свободном обращении – 16,24%, Suzuki Motor Corporation – 16,9%, Millea Holdings – 3,86%, Mitsubishi UFJ Financial Group – 3,28%, General Motors – 3% (данные Reuters). За финансовый год, закончившийся в марте 2007 г., компания продала 2,22 млн автомобилей и 3,06 млн мотоциклов.

В будущем году компания Suzuki Motor отметит свое 100-летие. Но, несмотря на столь почтенный возраст и то, что Suzuki еще в 20-е гг. прошлого века стала публичной компанией, во главе ее по-прежнему стоят члены семьи основателя Митио Судзуки. Нынешний президент Suzuki Motor Осаму Судзуки – муж внучки основателя, а их сын Тоисиро Судзуки занимает пост главного управляющего директора. В интервью «Ведомостям» он рассказывает о том, как будет развиваться Suzuki Motor в мире и в России.

– Suzuki Motor была первым иностранным производителем, пришедшим в Индию, одной из первых, кто начал бизнес в Китае и Восточной Европе, и стала одной из последних, кто решился построить свой завод в России. Почему вы так задержались?

– Здесь дело не в приоритетах, а в ресурсах компании. Мы трезво оценивали свои возможности, в том числе и финансовые, и понимали, что о полноценной экспансии в США речи быть не может. Поэтому мы сначала сделали ставку на Индию и Китай. Затем пришел черед Восточной Европы. Теперь – России.

– Почему Suzuki решила строить завод именно в Петербурге, а не в другом регионе?

– Автомобили, как известно, делаются из комплектующих. А в Петербурге уже есть или скоро будут автозаводы Ford, Toyota, Nissan, General Motors, и это позволяет нам надеяться, что в регионе появятся и современные производства качественных автокомпонентов, а их доставка будет организована удобно и в срок.

– А вы не опасаетесь конкуренции за рабочую силу со стороны других автозаводов?

– Сложности с этим будут, и мы отдаем себе в этом отчет. Но будем решать проблемы по мере их возникновения: с запуском производства на других автозаводах ситуация на рынке труда станет яснее.

– Другая проблема в том, что петербургский порт, через который сейчас идет львиная часть импортных комплектующих для петербургских автозаводов, уже работает на пределе. А ведь заводы, за исключением Ford, еще и не приступили к полномасштабному производству. Как вы собираетесь выходить из положения?

– Мы изучаем этот вопрос, и пока я не могу дать на него ответа. Мы рассчитываем, что бÓльшая часть комплектующих для наших автомобилей будет все-таки доставляться по суше.

– Suzuki Motor строит российский завод совместно с трейдинговой компанией Itochu. Почему была выбрана такая форма и кто из партнеров за что отвечает?

– Наши доли с Itochu распределяются 50 на 50. Исторически сложилось так, что нашу продукцию в России представляет Itochu, так что логично было идти и в производство, используя опыт и знание российского рынка нашего партнера. К тому же Itochu будет частично обеспечивать нам логистику, и, естественно, продажи будут идти через эту компанию. У нас уже есть пример успешного производственного партнерства с Itochu – я имею в виду наш завод в Венгрии. В России, очевидно, сотрудничество будет организовано по той же схеме.

– Правда ли, что мощность российского завода может быть увеличена с 30 000 до 60 000 машин в год? И какие модели Suzuki будет собирать в России?

– Первоначальная мощность завода – 30 000 машин, потом планируется увеличить ее до 50 000. Завод будет выпускать SX4 и Grand Vitara.

– Каков ваш прогноз – когда Россия станет крупнейшим рынком для Suzuki в Европе?

– (Смеется.) Это была бы мечта! Пока Россия на шестом месте в Европе. Мы ожидаем, что в этом году в России будет продано 32 000 машин, как только цифра достигнет 50 000, Россия станет для Suzuki номер один в Европе. Надеюсь, что это случится в 2009–2010 гг.

– В прошлом году Suzuki Motor впервые в своей истории продала больше машин в Индии, чем в Японии. Каковы положительные и отрицательные последствия этого факта?

– Мы начали наш бизнес в Японии 25 лет назад и вот добились такого знаменательного результата. Честно говоря, я не вижу никаких отрицательных последствий этого. Но хочу отметить, что конкурентная среда в Индии стремительно меняется: в страну один за другим приходят крупнейшие мировые автопроизводители, и это не позволяет нам почивать на лаврах.

– Но если Suzuki Motor продолжит расти столь же быстрыми темпами в Индии, не боитесь ли вы, что со временем имидж компании изменится и Suzuki станет восприниматься в мире как индийский автопроизводитель с японскими корнями?

– Мы планируем выпускать в Индии все «стратегические» модели Suzuki – Swift, SX4, Grand Vitara, и разницы в качестве с теми машинами, что выпускаются в Японии, у них не будет. То есть мы не считаем, что факт индийской сборки может негативно повлиять на имидж марки. Более того, мы концентрируемся на разработке и внедрении новых технологий, позволяющих, в частности, снизить выбросы СО, и эти технологии будут разрабатываться как раз в Индии.

– Suzuki Motor объявила о новых инвестициях в Индию в размере 400 млрд иен: в создание центра разработки новых продуктов и в увеличение производства до 1 млн автомобилей к 2010 г. Машины, которые Suzuki будет разрабатывать и выпускать в Индии, предназначаются только для местного рынка или пойдут и на экспорт тоже?

– Инвестиции будут направлены на разработку новых моделей и на создание производства дизельных двигателей. В основном автомобили, выпускаемые Maruti Suzuki, будут продаваться в Индии, но мы рассчитываем, что серийный автомобиль на базе концепта A-Star, премьера которого состоялась в Женеве, будет продаваться и в Европе.

– Говоря «Европа», вы имеете в виду и Россию тоже или только Западную Европу?

– По нашему мнению, в России востребованы более крупные автомобили, машины с полным приводом, поэтому пока мы A-Star в Россию выводить не планируем.

– Maruti Suzuki бесплатно забирает у женщин – владелиц автомобилей Suzuki их машины на плановое сервисное обслуживание и затем также бесплатно возвращает их к домам хозяек. Великолепное предложение, которое в развитых странах не могут себе позволить даже производители люксовых марок! Но сейчас у вас 8000 женщин-клиентов в Индии. А что вы будете делать, когда число владелиц достигнет, скажем, 80 000?

– Количество хозяек автомобилей Suzuki в Индии не изменится резко за один день.

Мы будем действовать шаг за шагом – исходя из обстоятельств. Пока мы не собираемся упразднять или как-то видоизменять эту услугу, так как видим, что она востребована.

– Многие автопроизводители объявили о создании низкобюджетных автомобилей. Renault Logan стоимостью около 10 000 евро считается «низкобюджетным», и в то же время компания объявила о планах выпускать в Индии машину за $3000. Tata Nano стоимостью около $2500 тоже «низкобюджетный» автомобиль. На ваш взгляд, какими характеристиками должен обладать низкобюджетный автомобиль для европейских стран и собирается ли Suzuki разрабатывать такой автомобиль?

– Сложно сказать по конкретным опциям – должна ли, например, быть АБС. Но одно можно сказать наверняка: эта машина должна удовлетворять всем нормам ЕС по уровню выброса СО, т. е. двигатель должен быть самым современным. Сейчас мы ведем некоторые исследования в отношении низкобюджетных автомобилей, но следует признать, что мы отстаем от Renault и Tata в разработке подобного рода машин. Так что мы будем учиться на их примере – если у них получится, то, возможно, и мы выпустим подобный супердешевый автомобиль. Но пока таких планов у нас нет.

– До сих пор Suzuki Motor фокусировалась на производстве небольших автомобилей. Но концепт-кар Kizashi свидетельствует, что Suzuki готова и к выпуску машин более высоких классов. Вы действительно собираетесь выйти в сегмент D?

– Да, у нас есть планы по расширению модельного ряда, в том числе и в сегменте D. Мы понимаем, что это будет непросто, так как в этом классе уже есть сильные игроки. Но мы готовы к конкуренции.

– Существует мнение, что компаниям средних размеров, таким как Suzuki, необходим партнер, чтобы выжить. Но оказавшаяся в кризисе GM уменьшила свою долю в Suzuki с 20% до 3%. Вы продолжаете сотрудничество с GM? И как вы видите себе в будущем Suzuki Motor – как независимую компанию, как партнера альянса или как часть большого холдинга?

– Несмотря на уменьшение доли GM, наше сотрудничество никогда не прекращалось, мы продолжаем совместно разрабатывать гибридные двигатели. Сейчас Suzuki Motor – независимый автопроизводитель и планирует им оставаться в будущем. Что не мешает нам вступать в альянсы и искать другие пути сотрудничества: например, на заводе в Венгрии Suzuki собирает машины для Opel и Fiat.

– Насколько важен бизнес по производству мотоциклов для Suzuki Motor?

– У нас есть три основных категории продуктов: автомобили, мотоциклы и лодочные моторы. Самый важный, естественно, автомобили. На мотоциклы приходится 19% выручки, на моторы – 2%.

– Вы видите какие-то перспективы для расширения мотоциклетного бизнеса в России?

– К сожалению, в России есть фактор сезонности. Но мы все равно будем продвигать все три категории наших товаров.

– Как вам живется в Японии с фамилией Судзуки?

– (Смеется.) Честно говоря, абсолютно спокойно. Дело в том, что Судзуки в Японии – вторая по популярности фамилия. Поэтому, когда я в Японии просто представляюсь и не даю при этом визитную карточку, никто обычно и не думает, что я имею какое-то отношение к Suzuki Motor. – Женева.

История Suzuki

Бизнес Suzuki Motor начался с производства мотовелосипедов и мотоциклов. Компания не забывает о своих корнях: Suzuki Motor – третий по величине производитель мотоциклов в Японии после Honda и Yamaha. Сегодня мотоциклы дают 19% выручки компании. На автомобили приходится около 80% продаж, но полноценную конкуренцию Toyota, Nissan и той же Honda на авторынке Suzuki составить не смогла и застолбила для себя нишу малолитражных автомобилей. Первый зарубежный завод – в Таиланде – Suzuki Motor открыла еще в 1967 г. В 1982 г. компания пришла в Индию. Говорят, что эта идея появилась, когда один из помощников Осаму Судзуки принес ему газетную статью о том, что индийское правительство ищет партнера для развития автопрома. Сегодня СП Suzuki Motor с индийской компанией Maruti Udyog занимает 50% местного рынка. 1991 г. Suzuki Motor начал производство в Венгрии, двумя годами позже – в Китае. Завод в Венгрии компания строила совместно с крупной торговой компанией из Японии ITOCHU, которая представляет продукцию Suzuki во многих странах, в том числе в России и ряде других государств СНГ. Эти же партнеры будут строить и завод Suzuki Motor в Санкт-Петербурге: в него будет вложено 3 млрд руб., производство должно начаться к концу 2009 г. Ну а идею потягаться с «большой японской тройкой» – Toyota, Nissan и Honda – Suzuki, похоже, тоже не оставляет. Пусть не на всем пространстве авторынка, так хотя бы в отдельных его секторах. В конце марта на автосалоне в Нью-Йорке Suzuki Motor показала третью версию своего эффектного концепт-кара Kizashi. Автомобиль точно пойдет в серию и должен стать конкурентом Honda Accord или даже Toyota Camry.