Советы консультанта: Инвестиций не предлагать


С недавних пор ко мне стали обращаться не только предприниматели, решившие выйти из бизнеса путем его продажи, но и владельцы компаний, ищущие объекты для инвестирования через покупку доли или дружеское слияние с конкурентом. Работая шесть месяцев над одним таким проектом, я убедился, что интересы владения неэффективными активами (так называемый синдром собственника) часто преобладают не только над экономическими интересами, но и над здравым смыслом.

Вот, например: владелец завода по производству низковольтной аппаратуры прикладывает немало усилий, чтобы вывести предприятие в число лидеров отрасли. Загрузив по максимуму производственные мощности и имея свободные средства, предприниматель разрабатывает несколько инвестиционных проектов по покупке доли или дружественному поглощению заводов из различных регионов России, производящих сходную продукцию и нуждающихся в дополнительном финансировании. Приступая к работе, я опасался негативной реакции со стороны владельцев компаний-мишеней и изначально старался действовать открыто и выстраивать доверительные отношения. Как оказалось, собственники региональных предприятий вовсе не боятся рейдерских наездов – они уже успели позаботиться об экономической безопасности и заручиться поддержкой местных властей. Выяснилось, что практически никто не хочет уступать не то чтобы контрольный пакет, но даже миноритарную долю в обмен на прямые инвестиции. Аргументация знакома до боли: 1) я руковожу заводом 30 лет, никто меня не может заменить; 2) завод отвечает перед сотрудниками, оплачивая неэффективную работу, а новый владелец автоматизирует производство и выгонит людей; 3) банкротство мне не грозит – областная администрация выдаст очередной льготный кредит; 4) прихода иностранцев мы не боимся, потому что наша продукция пусть и некачественная, но дешевая.

Подобные слова я слышу и от владельцев, получивших активы в результате приватизации. Убедить их в преимуществах вхождения в холдинг, создаваемый московской инвестиционной компанией, мешают все те же псевдособственнические интересы. А ведь кроме финансирования инвестор гарантирует сохранение персонала, социальную поддержку, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Да и прямые инвестиции всегда выгоднее банковских кредитов, хоть и приходится делиться. Другая крайность – назначение астрономической суммы за полуразвалившиеся цеха – характерна для Москвы, где свободных участков для коммерческих целей катастрофически не хватает.

Я думаю, что уговорами проблему не решить. Время расставит все по местам: неэффективные собственники будут вытеснены с рынка. А сегодняшняя обоснованная рыночная стоимость рискует превратиться в ликвидационную.