Культуру меняют на новый бизнес

Новосибирск стал третьим городом в России, где начато местное вещание РБК-ТВ, входящего в «Росбизнес-консалтинг» (РБК). Медиахолдинг приобрел новосибирскую телекомпанию «Молодая культура Сибири» (МКС) за $7,7 млн
С. Николаев

На этой неделе закрылась сделка по покупке РБК телекомпании МКС и с 1 апреля РБК начал вещание на 21-м дециметровом канале, сообщил генеральный директор РБК-ТВ Артем Инютин. По его словам, сумма сделки с учетом инвестиций в развитие канала составила около $7,7 млн. РБК планирует модернизировать техническое оборудование станции для улучшения качества сигнала.

ОАО «РБК информационные системы»

Медиахолдинг. Владеет одноименным интернет-порталом, информагентством, журналом, газетой, телеканалом и другими медиаактивами. Выручка в 2007 г. – $193 млн. EBITDA – $24–26 млн. Основные акционеры (на 1 января 2008 г., без учета заложенных акций) – Герман Каплун (9,22%), Александр Моргульчик (8,9%), Дмитрий Белик (8,8%).

ЗАО «ТРК «Молодая культура Сибири»

Новосибирский телеканал. Вещает в Новосибирске с сентября 1997 г. Выручка в 2006 г. – 3,8 млн руб. чистая прибыль – 332 000 руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»).

$7,7 млн – дороговато, но оправданно с учетом премии за выход на конкурентный рынок и отсутствия альтернатив для поглощения, считает Борис Комаров, совладелец и президент новосибирского медиахолдинга «Юнитон-медиа».

Какую часть из суммы сделки составляет собственно цена телекомпании, Инютин и генеральный директор МКС Юрий Слуянов сообщить отказались. Также они не раскрывают прежнего собственника МКС, в ЕГРЮЛ данных о владельцах телекомпании нет. В решении о размещении акций МКС от 1999 г. говорится, что эмиссию полностью выкупит Слуянов. По информации участников рынка, компания полностью принадлежала Слуянову.

После Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону Новосибирск станет третьим российским городом, в котором РБК-ТВ начнет местное вещание. По данным компании, суточная российская аудитория канала превышает 4,5 млн зрителей и 12 млн – в месяц. Инютин говорит, что стратегия РБК подразумевает приобретение телекомпаний в городах-миллионниках и при выборе телеканала в Новосибирске «МКС удовлетворил соотношением цены и качества».

Сейчас сигнал 21-го канала распространяется на Новосибирск и близлежащие населенные пункты, где проживает 1,5 млн человек, говорит Слуянов. Лицензию на вещание на 21-м канале МКС получил в 2004 г., она заканчивается 29 марта 2009 г. В декабре 2007 г. в лицензионные условия были внесены изменения, по которым РБК-ТВ получил на 21-й дециметровой частоте 140 часов вещания в неделю (прямая трансляция), а МКС сохранил 28 часов, рассказывает Слуянов. Инютин подтвердил изменения в лицензии.

В эфире канала будут федеральные и региональные рекламные блоки, говорит Инютин. По его словам, в 2008 г. РБК-ТВ планирует открыть в Новосибирске офис продаж, до тех пор местные рекламодатели будут работать с центральной дирекцией канала. РБК-ТВ намерен производить локальный контент в Новосибирске, но когда – еще не определено, уточняет Инютин. Оценить, на какую долю рынка телерекламы претендует РБК-ТВ, Инютин и Слуянов не смогли.

У МКС собственной производственной базы нет, 1 секунда в рекламном блоке на МКС стоила 20 руб., но рекламные доходы формировали только 20% выручки канала, остальная часть приходилась на различные национальные диаспоры, покупавшие эфирное время на канале для размещения своих передач, рассказывает Инютин.

МКС занимает последнее, 17-е, место среди транслируемых в Новосибирске каналов с долей телесмотрения 0,3% (данные TNS Gallup Media, см. врез). По оценке Инютина, около 30% новосибирцев – потенциальные зрители канала.

РБК-ТВ вряд ли получит более 1% в доле телесмотрения – продукт слишком нишевый, скептичен генеральный директор «Видео интернешнл – Сибирь» Анатолий Горнштейн. Он добавляет, что ближайший аналог РБК-ТВ – круглосуточный информканал «Вести-24» – имеет в Новосибирске 1,1%. «Доля рынка телевизионной рекламы Новосибирска, которую может занять РБК-ТВ, будет пропорциональна доле телесмотрения», – считает Горнштейн. По его оценке, рынок телерекламы в Новосибирске в 2007 г. составил $30–32 млн, а в 2008 г. достигнет $40 млн.