Автомобили в Санкт-Петербурге: Дилерам стало тесно

Бурный рост числа автосалонов позади. Обострившаяся конкуренция между дилерами привела к тому, что рентабельность их бизнеса снизилась вдвое – до 5%
Е.Кузьмина

В последние два года дилеры строили по 20–25 центров в год и довели число автосалонов до 218, посчитал управляющий партнер London Consulting & Management Group Дмитрий Золин. С его оценкой согласен гендиректор группы «Олимп» Евгений Войтенков. В городе работает, по его словам, около 100 дилеров и рынок близок к насыщению.

Обилие салонов одной марки заставляет дилера совершенствовать внутренние процессы, говорит гендиректор салона «Рольф-Октябрьская» Мария Мироновская. Чтобы повысить основной показатель эффективности дилера – рентабельность на одно складское место, компании ускоряют оформление и предпродажную подготовку автомобиля, рассказывает гендиректор дилера GM «Лаура» Михаил Логутенко. В среднем по городу этот показатель составляет около 5%, говорит менеджер одного из московских дилеров.

Рентабельность успешной дилерской компании, по оценке Войтенкова, сократилась за последние два-три года вдвое – до 5%, а по некоторым, самым дешевым, маркам не превышает 3%. Увеличение объемов продаж ведет к росту затрат на персонал и аренду, объясняет Войтенков.

Новые автоцентры приведут к снижению рентабельности дилеров и, возможно, к банкротству некоторых из них, прогнозирует Войтенков.

Два года назад для дилера популярной марки достаточно было небольшой площадки в несколько сотен квадратных метров, а взрывной рост продаж в 2005–2007 гг. привел к тому, что дилеры вынуждены арендовать складские площади, на что уходит до трети дилерской маржи, рассказывает топ-менеджер одного из петербургских дилеров Ford.

Некоторые автопроизводители уже прекратили выдачу разрешений дилерам на строительство новых автосалонов. Mazda в Петербурге продает четыре автосалона, новые пока строить не будет, рассказывает Мария Магуайр, PR-менеджер российского представительства Mazda. В этом году General Motors откроет девятый автосалон и на этом приостановит развитие в городе, говорит представитель GM CIS. А Ford намерен увеличивать количество автосалонов в Петербурге, утверждает пресс-секретарь российского подразделения Ford Екатерина Кулиненко. В мае один из дилеров – «ТДВ-авто» откроет десятый салон Ford в Петербурге. Это подтвердил председатель совета директоров «ТДВ-авто» Виктор Вайсберг. По словам Кулиненко, Ford не интересуют внутренние экономические показатели дилера, компания предъявляет требования только к финансовой состоятельности владельца салона – его способности инвестировать в строительство центра и закупать в дальнейшем у производителя партии автомобилей. А Mazda анализирует и бизнес-план дилера. Компания должна быть уверена в том, что его рентабельность позволит точке продаж работать долгое время, а не закрыться через год-два, говорит Магуайр.

Обеспеченность площадями автосалонов на душу населения в Петербурге в полтора раза выше, чем в Москве, поэтому не стоит ждать бурного развития в ближайшие годы, говорит директор департамента инвестконсалтинга петербургского офиса Colliers Int. Николай Казанский.