Вектор


Кривое зеркало

LIBOR, на основе которого рассчитываются процентные ставки заемщиков многих стран, из-за кризиса перестал адекватно отражать стоимость заемных денег – банки не всегда сообщают о дорогих кредитах, чтобы не демонстрировать всему рынку острую нехватку денежных средств. По оценке аналитика Citigroup Скотта Пэна, 3-месячный долларовый LIBOR должен быть примерно на 0,3 процентного пункта выше своего нынешнего значения – 2,716%: «Долгосрочное психологическое и экономическое влияние [кризиса] на финансовый рынок вычислить невозможно». Между тем лишние 0,3 п. п. LIBOR – это дополнительные $300 000 в год в качестве процентов по кредиту на $100 млн. Рынок привык доверять LIBOR и «сомнения в его надежности действительно пугают», говорит брокер All America Mortgage Крис Фримотт.

О состоянии банковской системы после кризиса можно судить по спрэду к доходности 3-месячных казначейских облигаций США. Пять лет назад он был всего 0,28 п. п., с августа – в среднем 1,39 п. п., во вторник – 1,58 п. п. Недавно ФРС США выдала банкам $50 млрд сроком на один месяц под 2,82%. Эта ставка выше, чем LIBOR, хотя должно быть наоборот, поскольку кредиты ФРС обеспечены активами банков. Отказ от LIBOR в качестве ориентира сейчас все равно вряд ли возможен. А сомнения в его адекватности будут бросать дополнительную тень как на банковскую систему, так и на рассчитываемые подобным образом ставки по всему миру, в том числе и в России.

Металлурги как сговорились

Вчера неизвестные направили российским СМИ письмо от имени Объединения автопроизводителей России (ОАР), адресованное министру промышленности и энергетики Виктору Христенко. Повышение цен, предпринятое крупнейшими металлургическими компаниями – НЛМК, ММК, «Северсталью», «Евразом» и «Мечелом», – названо в письме «неоправданным».

В Минпромэнерго и Минэкономразвития письма не получили, само ОАР и входящие в него автопроизводители о письме не слышали.

Но ситуация с ценами на металлы волнует ОАР, признался исполнительный директор объединения Игорь Коровкин: неделю назад ОАР направило письмо в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой возбудить дело о картельном сговоре. ФАС получила письмо, подтвердил начальник управления ФАС Алексей Ульянов, к нему приложена таблица с показателями роста цен на металлы, однако подтверждающих документов нет и ФАС придется самой запрашивать их у металлургов и ОАР. Но темп роста цен, показанный в таблице, если сравнить его с темпом инфляции, не впечатляет, говорит Ульянов, к тому же нужно учитывать фактор роста цен на коксующийся уголь, потянувшего за собой цены на металлы. Аналогичные письма ФАС получила от нефтяников по росту цен на трубы большого диаметра и по спецсталям, но авторов писем Ульянов не назвал.